15.09.2023
Из жизни казаков-некрасовцев. Традиции и современность
Краевой музей изобразительных искусств около 20 лет занимается вопросами истории и нематериального культурного наследия казаков-некрасовцев, проживающих в Левокумском районе Ставрополья более 60 лет, после возвращения в 1962 году из Турции в Россию.
О том, кто такие казаки-некрасовцы, об укладе их жизни, о традициях можно узнать, посетив музейные экспозиции «Казаки-некрасовцы Ставрополья», находящиеся в музее-филиале казаков-некрасовцев в пос. Новокумском и в г. Ставрополе в здании музея на проспекте К. Марса, 76.
Некрасовские старообрядческие общины в пос. Кумская Долина и Новокумском до сих пор чтут свои традиции, особое значение они придают главным престольным праздникам, в честь которых названы храмы в их приходах. В Кумской Долине отмечают в июне Престольный праздник Святой Троицы, в поселке Новокумском – Успения Пресвятой Богородицы в августе.
В этот раз праздник Успения Пресвятой Богородицы готовился и проводился Новокумской общиной очень широко, в нем, как говорится, участвовали все некрасовцы «от мала до велика».
Подготовка к празднику начинается задолго, потому что одной из главной составляющих, кроме праздничных церковных богослужений накануне праздника и в день его проведения, нужно приготовить для всей общины обед, который должна готовить и принимать какая-то определенная семья.
Раньше храмовые трапезы устраивались прямо в доме этой семьи, сейчас трапеза во дворе храма. На праздничную трапезу собираются деньги, продукты, определяются те, кто будет готовить обед (в службе они не участвуют).
Трапеза готовится весь день и всю ночь. Руководят процессом опытные кухарки, которые знают, как правильно готовятся некрасовские блюда.
После окончания службы, когда священник с храмовой иконой и праздничными песнопениями подходят к месту трапезы, те, кто готовил обед, по особому старинному чину прикладываются к престольной иконе, причем все они одевают по этому поводу праздничные некрасовские костюмы.
После поклонения иконе священник передает ее хозяйке трапезы, та всех приглашает отобедать «чем Бог послал». Икону заносят под навес, где поставлены столы со снедью, и священник под песнопение «Иже крестом ограждаем» принимает «ко кресту» тех, кто опять-таки не был на литургии, и раздает им освященный на всенощном бдении хлеб, политый маслом и вином.
Потом перед этой иконой поется «Отче наш» и все садятся за стол. Престольная икона остается в доме той семьи, которая принимает обед, или по выражению некрасовцев «храм» 40 дней. Затем ее возвращают в церковь.
По сугубо некрасовской традиции приготавливается определенный набор блюд, которые ставятся на столы в определенной последовательности. Вначале подается рыбный стюдень (ржаной квас с размоченной вяленой рыбой, лимоном и укропом), затем цветной стюдень (свекольный квас с лимоном, огурцом, и другими ингредиентами). Параллельно в общих тарелках ставится отварная птица, потом разносят борщ, лапшу, которая должна быть обязательно домашняя; далее приносят очень вкусное блюдо – «рыбу-медник». Рыбу вначале обжаривают в масле, смазывают луково-томатной пережаркой, а затем томят с небольшим количеством воды в печи. После рыбы подают тушеную баранину, затем картофельное пюре с говядиной; подаются пироги с кашей, пышечки, облитые сахарно-ореховой пастой.
Кухня значительно отличается от привычной трапезы в старообрядческих приходах России, все готовится с любовью, молитвой и желанием угодить Богу и ближнему.
Духовные стихи или какие-то песнопения за столом не поются. Настоятель храма отец Никифор Ялуплин поздравляет всех с храмовым праздником, а потом по ходу обеда могут сказать слово и другие.
На трапезу обязательно приезжают гости: представители другого некрасовского прихода из Кумской Долины, приехали также на праздник давнишний куратор ряда некрасовских проектов, осуществленных совместно с музеем Денисов Николай Григорьевич, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, доцент Московской духовной академии, известный специалист в области богослужебно-певческой культуры старообрядцев (Москва), а также Емельянов Александр Николаевич регент, руководитель храма певчих старообрядческих приходов Сибири, и руководитель музея истории старообрядчества Сибири Старообрядческого Кафедрального собора г. Новосибирска; благословление на участие в престольном празднике они получили от митрополита Старообрядческой Православной Церкви всея Руси Корнилия.
Оба приняли участие в проведении праздничной литургии, которая в день праздника длится не менее трех часов.
Храмовая традиция казаков-некрасовцев имеет массу своих особенностей. Например, мужчины и женщины заходят в храм в разные двери: мужчины заходят в южные двери, а женщины – через западные. Женщины стоят в храме только в задней (западной) половине храма, на клирос им вход запрещен. В переднюю часть они заходят только тогда, когда подносят детей к причастию. Также дозволяется туда заходить свечнице.
Когда священник после литургии принимает прихожан ко кресту, то к амвону подходят только мужчины и отроки. Затем священник идет в заднюю часть храма, где прикладываются уже женщины, девицы и девочки.
Интересны и особенности службы у некрасовцев. Прежде всего это – пение. Кстати, само слово «пение» они не употребляют. Говорят, что пение – это когда песни поют, а то, что в храме – это «служба».
В этом прослеживается самая архаичная традиция среди всех старообрядческих общин. Четкое отделение духовного начала – молитвы, от мирского – песни. Богослужебные песнопения «служат». Так вот «пение» или «служба» в общинах некрасовцев, явление исключительно мужское – прямая дораскольная традиция. За всю историю лишь одна женщина удостоилась петь на клиросе – Елена Кондратьевна Гулина за свою грамотность и, как сказал о. Никифор Ялуплин, настоятель Успенского храма, «за свою святую жизнь». Поют они абсолютно все по слуху, наизусть, в том числе песнопения столпового знаменного распева.
Отдельно нужно сказать про манеру исполнения песнопений, про голоса певцов. Поют они открыто, громко. Тембр насыщенный. Иногда унисон переходит в двузвучие на проходных нотах, что в целом не портит общую картину исполнения. Но никогда некрасовцы не поют в терцию. Они ее не слышат, так как этого интервала не было в Древней Руси. Иногда в службе встречаются фрагменты «многогласия» – на пении хвалитных псалмов, на молебне. Такая форма чтения и пения у них была испокон веков. То, с чем боролись еще на Стоглавом Соборе, теперь выглядит архаикой.
Еще один интересный момент – пение кафизм во время всенощной службы. В этот раз кафизмы просто читались, как это делается во всех остальных приходах. Но у некрасовцев они часто выпеваются. Вот как описывает это явление Н.Г. Денисов в своей книге «Старообрядческая богослужебно-певческая культура»:
«Казаки некрасовцы являются единственными среди старообрядцев-поповцев, где сохраняется пение кафизм напевом Маркела Безбородого. Из-за этого они имели споры со старообрядцами других общин, встречали непонимание со стороны священноначалия. Так, в 1975 году приходы посетил возглавлявший в то время Донскую и Кавказскую епархию епископ Анастасий. Во время служения он услышал пение кафизм, был удивлен и даже попытался запретить их петь. Однако казаки проявили твердость и до настоящего времени хранят эту традицию».
В эти дни выехали в экспедицию и сотрудники музея изобразительных искусств с целью проведения II-го этнографического фотопленэра, в котором уже второй раз принял участие греческий фотохудожник, друг музея Костас Асимис.
В арсенале его творческих проектов в настоящее время идет работа над новым этнографическим проектом «Народы и народности России».
Несомненно, что некрасовцы вызвали у него несомненный интерес, благодаря не только экзотичности своей одежды, но и сохранению системы традиций в современной жизни.
Кроме последовательной съемки всех эпизодов подготовки и проведения Престольного праздника, велись съемки, в том числе постановочные, в природных условиях, в интерьере музея, на подворье комплекса «Этнодеревня», в домах у некрасовцев.
В объективе фотографа оказались образы старшего поколения, некрасовские семьи, традиционный некрасовский костюм и процесс его одевания, предметы быта и интерьера жилища, приготовление ухи на природе, мастерская «Некрасовская кукла» и много другое.
В результате проведения двух фотопленэров в июне и августе сделано около 2-х тысяч фотографий. Подготовлен обширный материал для дальнейшей работы над популяризацией нематериального культурного наследия казаков – некрасовцев Ставрополья.
Планируется введение новых снимков в музейные экспозиции, создание новой фотовыставки о современной жизни некрасовской общины, а в дальнейшем этнографического фотоальбома, который будет дополнен музейными архивными фотографиями из прошлой жизни некрасовцев.
Музей выражает благодарность за проведенную работу Костасу Асимису, сотрудникам Левокумского отдела культуры, некрасовцам, всем, кто принимал участие в этой непростой работе.
Для дальнейшего знакомства с культурой и традициями некрасовцев приглашаем посетить Ставропольский краевой музей изобразительных искусств г. Ставрополь, пр. К. Маркса 76, тел.: +7 (8652)-26-54-84; 61-03-04 www.artmuseum26.ru m1608muzeum@yandex.ru
Отдел этнографии, нематериального культурного наследия казаков-некрасовцев Ставропольский край, Левокумский район, пос. Новокумский, ул. Первомайская 5, тел.: 8(86543)5-84-10