Из истории зданий музея

Из истории зданий музея

Ставропольский краевой музей изобразительного искусства занимает три здания, являющихся памятниками архитектуры федерального значения. Это бывшие купеческие особняки, построенные на бывшей улице Александровской в конце 70-х годов XIX века и начале XX века.

Одно из зданий, переданных музею в 2000 г., ввод в действие которого предполагается в I квартале 2004 г., было построено самым первым (Дзержинского, 119) в 1875 г. С середины XIX в. на его месте находилась усадьба статского советника Дмитрия Ковалева, чин которого соответствовал званию генерала, а впоследствии перешла во владение Исая Григорьевича Арутюнова. Это был известный виноторговец, открывший многочисленные винные подвальчики в Ставрополе и по всей губернии.

На приобретенном месте Арутюнов строит дом с нарядным фасадным рисунком, арочными въездными воротами, большим кованым балконом и двумя надкрылечниками, где и сегодня сохранились инициалы хозяина дома (И. Г. А.), чердачный этаж здания из листовых пластин с изящными «слухами» придавали всему строению особую привлекательность (в советское время этот этаж был разобран). В нижнем этаже здания Исай Григорьевич открыл некогда широко известный трактир с кахетинскими винами и шашлыками, а верхнем этаже - меблированные комнаты.

У второго здания (Дзержинского, 117) - своя история. На его месте в 1843 г. существовал каменный флигель с одним венецианским окном посередине, построенный коллежским асессором Вильгинским, где до 1874 г. он содержал питейное заведение.

Но уже в 1872 г. в городскую управу обращается отставной рядовой Андрей Стасицкий, который имел рядом усадьбу и был известен тем, что проявил необыкновенные предпринимательские качества, став заметной фигурой в городе, о разрешении на устройство медопивоваренного завода «во 2-й части города Ставрополя на Александровской улице».

В 1875 г. он покупает это место, размещает пивоварню, затем сдает ее в аренду и параллельно в 1878 году строит впритык к дому Арутюнова каменный, в два этажа дом, с такими же, как у соседа въездными арочными воротами, нарядным балконом, надкрылечником и чердачным этажом. Вскоре А. Стасицкий продает свою усадьбу известному предпринимателю Григорию Павловичу Троякову. Ему принадлежала гостиница «Лондон» в доме наследников Алафузовых на углу Николаевского проспекта и Хоперской улицы; гостиница «Москва» на Верхнебазарной площади; ресторан «Биржа» с пивным баром. В доме Стасицкого Трояков устраивает еще одну гостиницу «Грандъ-Отель».

Новое гостиничное заведение благодаря комфорту и доступности цен завоевало признание в городе и вскоре расширилось за счет 2-го этажа дома Арутюнова, который сдал его в аренду Троякову.

Рекламные объявления гостиницы сообщали: «Получены водка Смирновка и белая рябиновая; ежедневно блины с икрой зернистой; уха с расстегаями; получены семга двинская, навага и рябчики; ежедневно - дамский струнный оркестр под управлением мадам Луизы при участии госпожи Реры Виолетты...»

В 1908 г. Григорий Павлович Трояков умирает, и его «Грандъ-Отель» переходит сыну Владимиру, который был еще известен тем, что являлся главным редактором газеты «Северокавказское слово».

До 1914 г. В этих домах проживали Арутюновы и Трояковы.

Сегодня дом Трояковых слился 3-им зданием музея (Дзержинского, 115), официально значащимся по документам, как особняк купца Михаила Александровича Митина, построенного по проекту архитектора С. Лазарева, по другим источникам - это старый особняк Есауловых. Не выяснено, когда оно точно построено, предположительно в 1912-1915 годах.

На первом этаже предположительно размещалась контора, на втором - парадные помещения. Здание имеет архитектурные особенности и относится к одному из самых красивейших памятников исторической части города. Его объемная композиция симметрична, что определяется постановкой на углах здания граненных эркеров, а над ними башенок. Центральную ось подчеркивает балкон и фигурный фронтон. Очень пышный декор с широко использованной лепкой.

После революции здания были муниципализированы, в разное время в них находились мастерские, библиотека, демонстрационные залы, ЗАГС, паспортно-визовая служба, в основном все они принадлежали органам внутренних дел.

С 1961 года, в двух из них разместился музей изобразительного искусства и художественная школа, оставался жилой фонд. С 1988 г. - музей и жилой фонд, ЗАГС, ОВИР. С 1993 г. - музей, ЗАГС, ОВИР. С 2000 г. - музей.

Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений