23.08.2023
Солдаты Победы. Родион Никандрович Богославский (1915-1998) – участник Курской битвы 1943 года
Одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны является Курская битва (5 июля – 23 августа 1943 г.), явившаяся совокупностью стратегических оборонительных и наступательных операций Красной армии с целью сорвать наступление сил вермахта и разгромить его стратегическую группировку. В сражении с двух сторон участвовало около четырёх миллионов солдат, тринадцать тысяч танков и самоходок; двенадцать тысяч самолётов. Подобных битв мировая история не знала.
23 августа исполняется 80 лет с момента Победы в этом крупнейшем сражении наших войск, оплаченном жизнями сотен тысяч наших солдат и офицеров, определившим исход войны, открывшим путь к Великой Победе.
Курская битва – событие, не подвластное времени, пятьдесят дней и ночей советские воины стояли насмерть, проливая кровь за каждую пядь родной земли.
Одним из участников боевых действий на Курской дуге был художник-фронтовик Ставрополья Родион Никандрович Богославский, родом из села Богородского Ростовской области. Родился он в 1915 году в крестьянской семье, в детстве часто бегал к председателю церковного совета, просил богато иллюстрированные книги с гравюрами известных художников и перерисовывал их. В школе он продолжил эти самостоятельные занятия, так как задумал твёрдо учиться на художника и обязательно в Москве.
И он поступил в 1935 году в областное художественное училище памяти 1905 года. После его окончания стал работать в г. Элисте преподавателем черчения и рисования, увлекался национальными традициями, бытом и искусством калмыков. Занимался творческой работой. 12 июня 1941 г. его принимают в Союз художников СССР.
Это случилось за 10 дней до начала Великой Отечественной войны.
Родион Никандрович получает бронь, освобождение от призыва на войну в связи с необходимостью работать над выпуском военных плакатов, с чем он был не согласен и чуть ли не каждый день упрашивал военкома отправить его на фронт.
9 октября 1941 года его просьба была удовлетворена, службу начинал на Южном фронте. Свой первый бой принял под Керчью, воевал в зенитных войсках в должности зам. командира и командира орудия. До участия в Курской битве дважды ранен, оба раза серьёзно, его хотели комиссовать, но Богославский отказывается, заверяя, что он в состоянии воевать.
Находясь на излечении, Родион Никандрович, несмотря на строгие распорядки, карандаш из рук почти не выпускал. В основном рисовал раненых, а они на обратной стороне листа писали письма и отправляли родным. Перерисовал всех врачей, сестёр, нянечек и весь обслуживающий персонал.
В апреле 1943 года рядового Богославского направили в 516-й зенитный артиллерийский полк Корсунской дивизии, пятой гвардейской танковой армии, на должность зам. командира орудия, где он прослужит до декабря 1945 года, когда будет уволен в запас. А летом 1943-го его ожидали бои на Курской дуге.
Одним из ярких эпизодов Курской операции стало сражение под Прохоровкой на Южном фронте Курской дуги в полосе Воронежского фронта в районе станции Прохоровка Белгородской области.
Из истории мы знаем о самом грандиозном сражении металла и человеческого духа, где в наивысшей степени показал себя русский солдат. Бои проходили с 10 до 16 июля, главный между бронетанковыми частями германской и советской армий состоялся 12 июля. За полдня было подбито 700 танков с обеих сторон, а в общей сложности в боях участвовало до полутора тысяч танков. Красная армия терпела поражение, но немцы не смогли взять Прохоровки. В этом пекле сражался и выжил наш победитель Родион Никандрович Богославский.
«В тот день было страшное сражение, – рассказывал он. – Немецкие танки лавина за лавиной надвигались на наши позиции. Только отобьём одну атаку, как за ней надвигалась следующая, вокруг всё полыхало, взрывалось, земля столбами поднималась вверх, перемешиваясь с гарью и осколками металла. Это был кромешный ад, и вдруг прямо перед нами вырастает фашистская громадина и прямой наводкой лупит по нашему орудию!.. В глазах круги и разноцветные искры! В ушах страшный звон! Что было на позиции, всё разметало в разные стороны…». Услышать такое от Родиона Никандровича было большой редкостью, он неохотно делился фронтовыми воспоминаниями.
Больше говорил, как ему удалось среди этого пекла ещё делать наброски и этюды и получать от этого удовольствие. В них он черпал силу и уверенность, что победа всё равно будет за нами, а навыки нельзя терять, они скоро пригодятся.
В коллекции музея бережно хранится этюд Родиона Никандровича «Курская дуга», написанный после участия в этом грандиозном сражении.
«Это мой самый дорогой этюд, хотя и не лучший, зато самый долгожданный, из написанных за четыре года войны», – говорил его автор. Сохранились архивные документы о том, что Родион Никандрович участвовал в боях на Курской дуге, вот, например, справка командира части, подполковника Зинкевича: «выдана орудийному номеру 2-й батареи гвардии ефрейтору Богославскому Родиону Никандровичу в том, что ему как участнику ликвидации летнего наступления немцев на Белгородском направлении, за отличные боевые действия приказом Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина от 24 июля 1943 года, объявлена благодарность».
А вот перед нами другой документ, подписанный командиром части подполковником Николаевым: «Младшему сержанту тов. Богославскому Родиону Никандровичу. Приказом Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза товарища Сталина в течение 1943-1945 годов всему личному составу и Вам, принимавшему участие в боях, объявлена благодарность за:
- Ликвидацию летнего наступления немцев на Белгород-Курском направлении;
- Освобождение города Белгород;
- Освобождение города Харьков»
Как известно, завершением Курской битвы считается освобождение города Харькова 23 августа 1943 года.
Далее в благодарности ещё продолжается перечень городов и сражений, в которых принимал участие Богославский, завершается который городами Германии. 4 ноября 1945 года по общей демобилизации наш герой был уволен в запас и переехал на постоянное место жительства в г. Ставрополь.
Серьёзные ранения сделали его инвалидом Великой Отечественной войны, орден Славы III степени, орден Отечественной войны I степени, медали «За Победу над Германией» и ещё шесть юбилейных медалей украшали грудь бывшего солдата в праздничные победные дни.
Тридцать послевоенных лет он посвятил преподаванию, из них в течение семи лет являлся одним из первых педагогов вновь образованного краевого художественного училища. Учеников было много в том числе добившихся «…хороших успехов в искусстве и известных в крае, России и за её пределами» – так писал сам Богославский, перечислив более 40 фамилий и закончив список следующей фразой: «…и многие другие, которых мне очень трудно вспомнить. 30 июля 1995 г. Родион Богославский»
Именно 1995-й год – год 50-летнего юбилея Великой Победы – стал для Родиона Никандровича памятным тем, что на юбилейной встрече художников-фронтовиков Ставрополья ему, наконец, был выдан членский билет Союза художников СССР, который он не успел получить перед самым началом войны.
Все эти годы из-за невероятной скромности и такта этого человека никто и не знал, что он был принят в члены Союза в 1941-м году. Хлопотал об этом перед Правлением Союза художников его друг, коллега, земляк заслуженный деятель искусств Калмыкии, искусствовед Иван Григорьевич Ковалёв, написавший впоследствии книгу «Солдат, художник, учитель Родион Никандрович Богославский», которая была издана в 2019 году.
Художественное наследие художника-фронтовика очень скромное – в основном, замысел будущих произведений, ранний цикл рисунков периода работы в Калмыкии, скромные вещи, над которыми он работал в Ставрополе. Главным в своей жизни он считал преподавательскую работу. В одном из отзывов на проходившей в 2015 году выставке, посвящённой 100-летию со дня рождения Родиона Никандровича, его бывшие ученики написали стихи, как живому, находящемуся и сегодня среди нас:
«Дорогой Родион Никандрович!
Спасибо, что в лихие годы
Врага сумели победить,
И все преодолеть невзгоды,
Смогли достойно, честно жить!
Вам, отстоявшим нам свободу,
За мудрость, крепкую породу
Сердечный, низкий всем поклон.
Со светлыми пожеланиями, любящим сердцем, безраздельно, неподкупно отдавшему жизнь служению искусству и воспитанию детей. Он знал и верил, что его душа – в его учениках. Пока будем жить мы, будет жить и наш Учитель».