15.02.2023

Великие реалисты и прикладных дел мастера в интерьере купеческого особняка

Великие реалисты и прикладных дел мастера в интерьере купеческого особняка. Шедевры из запасников

 В апреле следующего 2024 года исполнится 20 лет с момента открытия в Ставрополе в купеческом особняке, последним владельцем, которого являлся
Исай Григорьевич Арутюнов, постоянно действующий экспозиции классического искусства «Золотая коллекция» музея изобразительных искусств. Полученное название экспозиции подчёркивает особую значимость и ценность музейных предметов собрания, регулярно представляемым нашим зрителям в течение почти двух десятилетий.

Это событие произошло благодаря передаче в ведение музея прилегающего к первым двум зданиям третьего в 2000 году, восстановление и реставрация которого шли в течение четырёх лет.

Так как внутренняя площадь особняка не позволяла представлять классическую коллекцию одновременно в полном объёме и имело несколько отдельных комнат, концепция экспозиции была решена в духе интерьера купеческого особняка, в котором постоянно бы находились предметы убранства особняка, в первую очередь, художественная мебель.

В XIX – начале XX века в купеческой среде было популярным и модным явлением украшать дом изысканными предметами интерьера. Коллекция мебели в фондах музея небольшая, но довольно интересная, происходящая из частных собраний. Она позволяет зрителю окунуться в атмосферу особняка прошлых веков, познакомиться с редкими образцами мебели французского, немецкого и русских производств.

В этот раз в интерьере особняка И.Г. Арутюнова представляется экспозиция «Передвижники», на которой в полном объёме экспонируется музейная коллекция членов-учредителей, членов и экспонентов «Товарищества передвижных художественных выставок», творческого объединения, ставшего одним из символов
XIX века, членов которого называли «революционерами российского искусства».

В 2023 году исполняется 160 лет с того времени, когда 14 лучших учеников Академии художеств обратились в Совет академии с просьбой заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету) на задание со свободной тематикой.

На отказ Совета все 14 человек покинули Академию, это событие вошло в историю как «Бунт четырнадцати», который возглавил И.Н. Крамской.

Позднее покинувшие академию ученики организовали «Санкт-Петербургскую Артель художников», преобразованную в 1870 году в «Товарищество передвижных художественных выставок» (ТПХВ), существовавшее по 1923 год, за этот период ТПХВ было организовано 48 передвижных выставок в крупных городах России
и это была одна из лучших страниц российского искусства.

В экспозиции «Передвижники» все 93 работы, среди авторов 33 художника – члены ТПХВ, 21 – экспоненты.

Все художники – представители реалистического направления в искусстве, правдиво изображая события из жизни народа, они явились создателями критического реализма в искусстве.

Выдвинутая передвижниками программа народности искусства выразилась в изображении типичных событий жизни, часто с критической тенденцией.
Широк диапазон жанров – историческая тема, бытовая картина, портрет, пейзаж, в развитие которого передвижники внесли новаторский вклад, наполняя изображение жизни природы высоким смыслом и поэзии в своём проявлении.

В экспозиции можно найти имена трёх художников из числа «Бунта четырнадцати» – академиков А.И. Корзухина, А.Д. Литовченко, К.Е. Маковского,
членов-учредителей ТПХВ – академика, барона М.П. Клодта, и опять же Корзухина А.П. и Маковского К.Е., а также познакомиться с именами, прославившими отечественное искусство – А.П. Боголюбова, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, И.Е. Репина, А.С. Степанова, К.А. Коровина, А.М. Васнецова, Н.Н. Дубовского,
В.Д. Поленова, П.А. Радимова, А.Н. Шильдера, А.И. Мещерского, К.П. Пынеева и др.

 

Замечательной частью экспозиции, которую можно назвать отдельной выставкой, является значительная подборка изделий из фарфора и стекла. Здесь практически полностью экспонируется коллекция русского прикладного искусства, а также зарубежных стран, относящихся к периоду от XVIII до начала XX вв.

Изделия Императорского фарфорового завода (Санкт-Петербург), основан в 1744 г., завода Гарднера (1776 – нач. XX в.), концерна фабриканта М.С. Кузнецова (1887-1917), завода А.Г. Попова (1804-1875), завода А.М. Миклашевского (1838-1862), завода В.Н. Сипягина (1813-1879) и др. Изделия, когда-то служившие предметами для парадного и повседневного пользования сегодня служат для нас предметами для любования, рождающими в каждом из нас чувства восхищения и хорошего настроения.

Все образцы изделий, сохранившихся до наших дней, были созданы фантазией художников и искусством мастеров высокого класса. В своих формах, пропорциях, рисунках они отражают историю сменявших друг друга стилей и дают представлениео жизни, быте, эстетических вкусах общества в ту или иную эпоху.

Новая экспозиция будет открыта для приёма посетителей с 18 февраля 2023 г.
Официальное представление для целевых аудиторий будет проходить 22, 24 февраля.

Следите за информацией на сайте музея и в социальных сетях.