03.05.2025

К 155-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРА БЕНУА

В собрании Ставропольского музея хранится всего одна работа художника А.Н. Бенуа, выполненная им в одном из путешествий. Это акварельный этюд, на котором изображена верхняя часть фасада здания. По архитектурному стилю, венчающему верх здания кресту, было понятно, что изображена некая католическая церковь, построенная в стиле барокко, ведущем стиле в архитектуре с конца XVII до середины XVIII века. При поступлении работы (Илл.1) в музей в 1967 году, она была записана как «Церковь в Кампионе. 1896–1907», и долгое время считалось, что художник изобразил одну из барочных церквей французского города Компионе (Компьень), расположенного на севере Франции, что вполне логично ложилось на биографию художника, любимым историческим временем которого была блестящая эпоха Короля-Солнца Людовика XIV, который интересовался французской культурой эпохи абсолютизма, и большую часть своей жизни прожил во Франции.

Изучение работы и проведенная реставрация в корне изменили ее биографию: «географическую принадлежность», год создания, историю самой церкви. Оказалось, что архитектурный памятник находится в итальянском городе Кампионе. О городе, церкви, путешествиях художника и истории произведения – очередной сюжет об одном из экспонатов «Золотой коллекции» музея.

Александр Николаевич Бенуа (21 апреля [3мая] 1870, Санкт-Петербург – 9 февраля 1960, Париж)

А.Н. Бенуа принадлежит к русскому дворянскому роду французского происхождения. Эта семья дала поколения военных, архитекторов, скульпторов, художников, литераторов, музыкантов и артистов, верно служивших России. Основатель рода – Луи-Жюль (Леонтий) Бенуа приехал в Россию в 1794 году, спасаясь от Великой французской революции. Он стал придворным метрдотелем (повар-кондитер) при дворе Павла I, а потом – вдовствующей императрицы. Его потомок, Александр Бенуа стал одним из важнейших представителей Серебряного века русской культуры, основателем и главным идеологом творческого объединения «Мир искусства».

Среди множества итальянских городов, любимых путешественниками, Кампионе-д’Италия не самый популярный. И на самом деле этот городок – географическая редкость и странный геополитический казус: посреди Швейцарии на берегу озера Лугано затерялся эксклав Кампионе-д’Италия. Основанный древними римлянами, Кампионе получил необычный дипломатический статус еще в Средневековье. В том, что небольшой осколок Италии оказался в Швейцарских Альпах, виноват набожный феодал. В VIII веке рыбацкая деревушка, окруженная оливковыми рощами и виноградниками, принадлежала богатому феодалу Тотону из племени лангобардов, властителей Апеннин. Перед смертью, чтобы замолить грехи и выразить почтение церкви, Тотон подарил свои владения миланской базилике Святого Амвросия. В 1512 году, в ходе Итальянских войн, папа римский отдал соседнюю область Тичино Швейцарии. Но аббатству Святого Амвросия удалось сохранить власть над Кампионе и частью западного побережья Лугано. К этому времени поселение прославилось своими художниками и каменщиками. Постепенно швейцарскими становились все приозерные земли, но Кампионе предпочел остаться частью Ломбардии. В 1861 году Италия отдала соседям свой участок западного берега Лугано, чтобы те могли перемещаться по своей стране, не пересекая итальянской границы. Так Кампионе оказался в изоляции. Формально, будучи итальянским, городок и его жители жили в экономической зоне Швейцарии.  С 2020 года Кампионе полностью перешел в экономическое поле Италии; сегодня его население составляет всего около двух тысяч человек.

Одна из достопримечательностей города – церковь Санта-Мария-деи-Гирли (Илл. 2). Она построена на террасе, нависающей над озером и войти в нее можно лишь поднявшись по монументальной двойной лестнице с четырьмя пандусами со стороны воды. Первое упоминание о ней относится к 874 году как о церкви, посвященной Мадонне и принадлежащей бенедиктинскому монастырю Сан-Амброджо в Милане. Церковь перестраивалась в XIII–XIV и XVIII веках и оформлялась росписями с XIII по XVII I век. В цикле фресок находится шедевр Ломбардской международной готики – «Страшный Суд». Между 1623–1625 и 1634 годами, помимо росписей, был поднят фонарь и установлен свод нефа церкви. Возможно, работами руководил и выполнил ряд  фресок уроженец Кампионе – художник эпохи барокко Исидоро Бьянки по прозвищу да Кампионе (1581, Кампионе-д’Италия – ?, 1662), чьи росписи украшают многие соборы не только по всей Италии (Милан, Турин, Риволи и др.), но и в Чехии, в частности, в  Праге. Дополнение к названию церкви «деи Гирли» отсылает к ласточкам (диал.ghirli). Гирли – так на местном диалекте называли мастеров Кампионе, которые подолгу работали вдали от дома, подобно ласточкам, первыми покидающими гнезда с началом холодов.

Александр Николаевич Бенуа часто приезжал в Лугано для работы и отдыха.

«Из Лугано, местечка на швейцарско-итальянской границе, куда он отправляется впервые в 1908 году, а затем каждое лето 1910–1915 гг., художник привозит акварельные пейзажи. Небольшие, написанные сразу, в один сеанс, они рассказывают об изумрудных зеркалах озер, о блуждании туч и теней, о пепельном серебре оливковых деревьев, церковках, взобравшихся на макушки холмов, и деревушках на пологих горных склонах, покрытых ковром радостной зелени. …В каждом из этюдов – упоение   природы. Они просты и задушевны. Даже великие памятники зодчества выглядят теперь у Бенуа как неотъемлемые части оживленного города…»

М.Г. Эткинд. Александр Николаевич Бенуа. 1965

Среди итальянских пейзажей А.Н. Бенуа есть и несколько изображений церкви Санта Мария деи Гирли в Кампионе, вернее верхней части ее фасада.

«В очаровательно лежащей, нарядно барочной церкви Кампионе, виртуозно расписанной блестящим фрескистом Изидоро Бианки, сохранилась на стене крытого, огибающего ее перехода, фреска раннего XVв., одно из самых интересных и своеобразных изображений Страшного Суда»

Бенуа А.Н. Мои воспоминания. 1908, Лето в Лугано

Сегодня известно как минимум три этюда с вариативным в композиции и цветовым решением изображением церкви в Кампионе.

Один был опубликован в дореволюционном издании: Ежегодник Общества архитекторов-художников: Вып. 3. – С.-Петербург: Типография Т-ва А.Ф. Маркс, 1908. В Ежегодник вошло 6 репродукций с работ А.Н. Бенуа, на стр.17 приведено фото с данной работы. Название напоминает о древней принадлежности Кампионе аббатству Святого Амвросия «Ciesa deІа Madonna del’Annunziata въ Кампiоне на Луганскомъ озеръ. Александр Бенуа. Художн.» (Илл. 3, 4)

Еще один небольших размеров (26x18) этюд «Церковь Санта Мария деи Гирли. Кампионе д'Италия» выполнен в смешанной технике (графитный карандаш, тушь, акварель, белила) и имеет на обороте авторские надписи графитным карандашом на русском и итальянском языках: «Лугано – Кампiоне/Церковь Santa Madona/deiGirli/Lugano Campiona/Santa Madonadei Girli» представлен сайтом аукционного дома «Литфонд». (Илл.5)

И третья большого формата (44,5х28) композиция находится в собрании нашего музея. В отличие от двух предыдущих, изображение выполнено полностью в технике акварели, с лицевой стороны имеет авторскую подпись. На картонной подложке (оформление листа) этикетка с надписью: «Выставка картин «Союза русских художников». Александр Бенуа. Название: Церковъ въ Кампиiоне. Собст. Адресъ для дост. По оконч. Выст. СПБ. Адмиралтейский каналъ. 31.» (известно, что А.Н. Бенуа жил по этому адресу с 1908 по 1914 год). (Илл.1)

Выставочная этикетка говорит о том, что А.Н. Бенуа передал акварель для участия в выставках творческого объединения начала XX века «Союз русских художников» (СХР). Из перечня выставок этого объединения, известно, что «VII выставка картин СХР» была передвижной: в 1909–1910 годах она прошла в Москве, С.-Петербурге и Киеве. Акварель А.Н. Бенуа из музейного собрания участвовала во всех этих выставках, что подтверждают каталоги:

– Каталог XVII выставка картин СРХ; Москва,1909–1910 г.; Б. Дмитровка, Д. Востряковыхъ. Литературно-художественный кружокъ. Стр. 6 – А.Н. Бенуа: серия работ – Окрестности Лугано (из 7 ед.).  «Церковь в Кампiоне». Всего на выставку автор представил 16 работ;

– Каталог XVII выставка картин СРХ; С.-Петербург,1910 г.; Невский пр., 42; Стр. 7 – А.Н. Бенуа «Церковь в Кампiоне»; список из 16 работ;

– Каталог выставки картин СРХ; Киев, 1910 г.; Городской музей; Стр. 6–7: А.Н. Бенуа «Церковь в Кампiоне»; список из 20 работ.

В музей произведение поступило наклеенным на темный картон, что впоследствии губительно сказалось на его сохранности: бумага пожелтела, на лицевой стороне листа проявились темные пятна. Акварель была реставрирована во ВХНРЦ имени И.Э. Грабаря (1983, Москва), где произведению вернули прежний вид. После раздублировки (удаления картона) листа, появилась возможность ознакомиться с записями А.Н. Бенуа на его обороте: «Церковь в Campione. В ней найдены фрески XIV века. Фасад же и кровля внутри украшены XIVXVIIIв.» и рекомендациями автора по экспонированию акварели, в которых указано: «Темная канва. Не наклеивать», что организаторами выставки было проигнорировано.

Так, небольшой акварельный этюд А.Н. Бенуа, с изображением лишь фрагмента здания, смог рассказать не только историю своего появления и бытования, но познакомить с удивительным итальянским городом, мастерами, жившими в нем – художниками и архитекторами, построившими церковь над озером. А работа поменяла не только страну, но получила авторское название и год создания – 1908, год первого приезда А.Н. Бенуа в Лугано; приобрела «выставочную биографию».

Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений