24.04.2025

К 130-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОСНОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РУССКОГО МУЗЕЯ

25 апреля исполняется 130 лет со дня основания Русского музея в Санкт-Петербурге.

Русский музей является одним из крупнейших среди художественных музеев мира по своему собранию. В итоге своего формирования оно приобрело значение национальной коллекции, в которой полно и ярко отражены разнохарактерные явления русской художественной жизни разных веков.

Творчество наиболее значительных мастеров можно проследить на всех этапах развития.

Сейчас собрание музея считается уникальным. Полнота и разнообразие этого собрания предоставляют исключительные возможности для всестороннего и глубокого изучения русской художественной культуры.

Четырнадцать произведений, находящихся в фондах Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, в своё время принадлежали Русскому музею:

– 4 этюда Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896), написанных во Франции и Баварии.

– 2 этюда Архипа Ивановича Куинджи (1842–1910), первоначально до 1930 г. – Общество им. А.И. Куинджи.

– 2 портрета женский и мужской неизвестных художников 1–й пол. XIX в.

– Изысканный по колориту женский портрет в овале кисти немецко-французского художника Франца Ксавера Винтерхальтера (1805–1873), пользовавшегося большой популярностью в разных странах. Работал по заказам российской аристократии. Происхождение данного портрета – Шуваловский дворец (С.–Петербург; сегодня Музей Фаберже). Собственность последней владелицы дворца, графини Елизаветы Владимировны Шуваловой.

– Кристина Робертсон (1796–1854) – автор портрета, предположительно графа Сергея Дмитриевича Шереметьева в детстве (На протяжении веков представителей состоятельных семей и царских особ мужского пола до определённого возраста одевали как девочек в платья).

Англичанка Робертсон подолгу жила в Петербурге, там же скончалась. Похоронена на Волковом кладбище.

– Пейзаж Никанора Григорьевича Чернецова (1804–1879) выполнен в 1868 г., представляет, как он сам сообщает на обороте холста: «Крымской бърегъ близъ Ореанды». Из царского имения, ещё со времён Александра I, которое называлось «Ореандским собственно Ея Императорского Величества садом» открывался прекрасный вид на Ялтинский залив. Вдали виден огромный массив горы Аю–Даг. Примечательно, что живописец, график, академик Чернецов путешествовал по Кавказу. Оставил множество зарисовок, в том числе Ставрополя.

– «Бродячие актёры» 1871 г. – жанровая композиция написана с большим мастерством Леонидом Ивановичем Соломаткиным (1837–1883)

– Копию с автопортрета Карла фон Штейбена 1870 г., хранящемся в Государственном Эрмитаже, создал Сергей Константинович Зарянко (1818–1871), наиболее известный воспитанник Венециановской школы. Её основатель Алексей Гаврилович Венецианов (1780–1847), выдающийся русский художник, основоположник жанровой живописи, бывал в Ставрополе, где жили его родственники.

– «Переход через перевал». 1873 г. написал Павел Осипович Ковалевский (1843–1903) вскоре после окончания Академии художеств, во время одной из творческих поездок. В дальнейшем Ковалевский – профессор-руководитель батальной мастерской. Участник международных выставок, где получал высшие награды. Считался одним из лучших мастеров по изображению лошадей.

 

В первые годы существования в деятельности Русского музея принимали участие профессор Альберт Николаевич Бенуа и академик Павел Александрович Брюллов. Произведения этих художников, поступившие из других источников, имеются в коллекции Ставропольского музея.

Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений