15.12.2024

ИМЯ, ВОШЕДШЕЕ В ИСТОРИЮ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА

17 декабря исполнится 165 лет со дня рождения художника Н.Н. Дубовского. Два пейзажных этюда реалистической направленности в коллекции музея: один с водной стихией, парусными лодками, другой – с передачей гористой местности зримо характеризуют творческое кредо Николая Никаноровича Дубовского (1859-1918).

Живописец учился в Петербургской Академии художеств. Был бессменным членом правления и одним из идейных руководителей передвижников (так коротко называли членов Товарищества передвижных художественных выставок, чья деятельность – ярчайшее явление в истории отечественного искусства).

Создал свыше 400 картин и 1000 этюдов – выразительных, поэтичных и жизнеутверждающих пейзажей. Его обобщённые эпические образы природы находятся в Государственной Третьяковской Галерее и Государственном Русском музее. Работы Н.Н. Дубовского украшают коллекции многих музеев нашей страны.

В собрание Ставропольского музея изобразительных искусств «Горный пейзаж» поступил в 1964 г. из Государственного Эрмитажа, «Морской пейзаж». 1990 г. поступил в 1967 от М.И. Тарана (г. Ставрополь), из собрания брата, художника А.И. Тарана (г. Ленинград).

Вдохновенно и правдиво этюды Дубовского погружают нас в мир природы такой богатой, многообразной, дарующей только эмоции в своём проявлении.

В искусстве Дубовской видел могущественнейшее средство единения людей между собой и с природой. Тех, кто не понимая искусства, не жил им и переживаниями от природы, он называл несчастными людьми. У него в картинах вы не найдёте блестящей техники исполнения, он не придаёт большого значения мастерству. Для него важно – не как передать, а что передать. Жизнь природы, связь с ней – вот что для него дорого и к чему он стремится.

Когда Дубовской приступал к работе, к воплощению захватившего его образа, то забывал про еду, не здоровался при встрече с родными и знакомыми и писал до полного изнеможения. Художник говорил, что небо, облака ему наиболее удаются, может быть, потому, что он наблюдал их с детства. Духовное содержание вещи, навсегда считал он, останется ценным «Форма есть средство для воплощения идеи, а не главная цель».

В 1889 г. Дубовской прожил всё лето в Кисловодске у художника Н.А. Ярошенко. Вместе они ездили верхом по Военно-Грузинской дороге.

Работая на Кавказе, он тонами моря и синих гор обновил свою палитру красок. Кавказские пейзажи удавались ему в верности колорита и передачи воздуха.

Дубовской считал, что художник должен не бесцельно передавать мир, но своим творчеством вести общество к высшим идеалам, а этого не может сделать человек, сам не имеющий таких идеалов.

Дубовской находил, что все искусство близко родственны между собой и художник должен понимать поэзию, музыку так же, как и пластическое искусство.

Сейчас одно из произведений Николая Дубовского можно видеть в экспозиции «Золотая коллекция», посвящённой 260-летию основания Государственного Эрмитажа.

Вы можете убедиться в том, что было сказано о творчестве Дубовского выше.

Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений