09.11.2024
СЫН САВРАСОВА И ПИОНЕР АВАНГАРДА АЛЕКСЕЙ МОРГУНОВ
В данное время в Третьяковской галерее (г. Москва) работает первая персональная выставка забытого художника авангардиста Алексея Алексеевича Моргунова (1884-1935), приуроченная к 140-летию со дня рождения. Даже среди музейщиков немногим известно это имя, а между тем Алексей Моргунов был художником неординарной судьбы.
Сын выдающегося пейзажиста Алексея Саврасова и Евдокии Моргуновой, родившийся в невенчанном браке. Несмотря на этот факт, мать художника была известна как вдова Саврасова, получала пособие на двоих детей до конца своей жизни в Московском обществе любителей художеств и жила во Вдовьем доме при Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке.
Предполагается, что и первые уроки изобразительного искусства Моргунов получил у своего знаменитого отца, что касается быта семьи Моргунова, то они с матерью жили в бедности, почти в нищете. И связано это было, в первую очередь, с трагической судьбой известнейшего пейзажиста автора культовой картины «Грачи прилетели» А.К. Саврасова, безнадёжно страдавшего алкоголизмом с конца 1870-х годов. Алексей Моргунов родился, когда его знаменитому отцу было 54 года, он умер, когда сыну исполнилось едва 13 лет, в Москве в больнице для бедных на Хитровке. Жили же Саврасов и Моргунова в невенчанном браке с 1893 г. до смерти Саврасова (1897 г.). Первый законный брак известного пейзажиста распался.
Алексей Моргунов выбрал изначально для себя иное творческое направление, чем его отец – был в числе пионеров русского авангарда, дружил с Малевичем, много экспериментировал со стилями. Однако волею судеб его имя на долгие годы оказалось забытым.
Третьяковская галерея попыталась исправить эту несправедливость, представив его персональную выставку «Алексей Моргунов. Среди первых».
А. Моргунов учился в Строгановском художественно-промышленном училище, в частных студиях К.А. Коровина, С.В. Иванова в Москве, участник выставок с 1904 г., член различных объединений художников, в том числе новых модных в те времена направлений.
Начинал с лирического пейзажа – совершенно реалистического и в то же время, как почти все авангардисты, осваивал новейшее французское искусство: тогда считалось, что именно в этом заключается прогресс, движение к новому и Моргунов одним из первых побывал в Париже, написав ранние парижские вещи.
В одно время сблизился с Ларионовым, вступил в группу «Ослиный хвост», потом с Малевичем, когда они решили идти к беспредметности, но разошлись во взглядах, потому что Моргунов не смог принять полную беспредметность.
По счастливой случайности в живописной коллекции краевого музея изобразительных искусств находится два живописных произведения этого самобытного, талантливого, тонкого художника, о котором мало что известно и только благодаря проекту Третьяковки, начал собираться материал о Моргунове, поскольку его бумажных архивов не сохранилось.
В 1968 году, в фонд недавно образованного музея изобразительных искусств, были переданы две живописные работы Алексея Моргунова, написанные 40-летним художником в 1925 году «Натюрморт» и «Сидящая фигура (мальчик)», которые до этого времени находились в фонде Всесоюзного художественно-производственного комбината им. Е.В. Вучетича (Москва).
Трудно представить, что в первые годы создания советского государства и формирования новой пролетарской идеологии, были написаны не характерные для этого времени новаторские, в авангардном стиле произведения.
Ещё при жизни А. Моргунова, который сам преподавал все признавали, что это был настоящий мастер, который великолепно рисовал, внедрился в систему, в которой существовало мировое искусство, и действовал в её рамках – при этом постоянно находился в поиске, не боялся новизны.
А.А. Моргунов ушёл из жизни всего в 50 лет, существует несколько версий о причине смерти художника – болезнь печени, подхваченная в одной из командировок злостная лихорадка, или у него также как и у отца были проблемы с алкоголем, но доказательств тому нет, а только предположения.
Сегодня искусствоведы считают, что если посмотреть на поздние вещи художника, то можно убедиться, что у него не было в конце жизни кризиса, угасания или деградации, как у его отца.
Хотелось бы, чтобы публике стало известно имя Алексея Моргунова, не только как потомка знаменитейшего, любимейшего русского пейзажиста, но и как мастера отечественного изобразительного искусства, пионера русского авангарда.