05.10.2024

К 210-летию со дня рождения русского поэта, прозаика, драматурга, художника Михаила Юрьевича Лермонтова в библиотеке ставропольского краевого музея изобразительных искусств на Карла Маркса, 76 подготовлена книжная выставка.

За короткие 13 лет творческой биографии Лермонтов внёс неоценимый вклад не только в русскую литературу как автор исключительной по разнообразию тем и мотивов лирики, но и как художник, изобразительное наследие которого составляет свыше 400 работ, 13 из которых живописные работы, выполненные маслом.

На книжной выставке представлен уникальный по своей информативности и наполненности альбом «Лермонтов. Картины, акварели, рисунки», выпущенный московским издательством «Изобразительное искусство» в 1980 году.  Он содержит репродукции картин, акварелей, рисунков Михаила Юрьевича Лермонтова, выполненных к его стихотворным произведениям во время многочисленных путешествий и в ссылке. Картины – как записная книжка поэта, как часть его вдохновенной, упорной работы. В них подлинный живописный дневник его жизни и странствий. Издание прекрасно иллюстрировано, снабжено подробными аннотациями к живописным работам и стихотворным текстам.

Вступительная статья исследователя и популяризатора творчества Лермонтова Ираклия Андроникова, в которой он делится с нами серьёзным изучением живописного наследия Лермонтова, двухтомное издание сочинений поэта разных лет, а также литература о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

Интерес к тому, как писатели и поэты «думали» и «чувствовали» при создании произведений, отражено в их рисунках и набросках. В представленном на книжной выставке альбоме «Рисунки русских писателей XVII – начала XX века» можно познакомиться с разысканными Ираклием Андрониковым живописными работами Лермонтова, такими как «Конный горец со знаменем», «Кавказский вид с верблюдами», «Кавказский вид с саклей». Он очень старался, он выписывал листочки на деревьях, пуговицы на мундирах. Как сказал исследователь лермонтовского живописного наследия Н.Н. Пахомов: «Порой Лермонтов – художник опережал Лермонтова–писателя».

Всё, что успел создать Лермонтов за свою жизнь, было подвигом во имя Отечества и свободы. Его любовь к Кавказу, к его атмосфере, который он воспринимал как исторически неотъемлемую часть великой державы отражена в сборнике «Как сладкую песню Отчизны моей, люблю я Кавказ». В сборник вошли произведения разных жанров и много новых материалов из фондов Государственного архива Ставропольского края.

Бывал Лермонтов не единожды и в Ставрополе. И у него был здесь и круг знакомых, и приятные ему места. Представленный очерк Виктора Кравченко «Михаил Юрьевич Лермонтов в Ставрополе» расскажет как раз об этих страницах жизни поэта.

А фотоальбом «Кругом родные всё места» и набор открыток «Тарханы. Государственный Лермонтовский музей–заповедник» познакомит с имением бабушки Лермонтова, где он провёл детство и отроческие годы. В Тарханах детскому взору будущего поэта открылся прекрасный мир природы, здесь он услышал народные песни и сказки. В тарханских впечатлениях отразились биографические моменты жизни поэта и его любовь к родному краю, Тарханам. Здесь, в Тарханах, поэт мечтал обрести и вечный покой.

Исследования творчества Лермонтова представлены монографиями доктора филологических наук, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации Клары Эрновны Штайн и доктора филологических наук Дениса Ивановича Петренко «Метапоэтика Лермонтова», «Универсальность Лермонтова», «Лермонтов и барокко».

Отдельно хочется представить художников, иллюстраторов произведений Лермонтова, имеющихся в фонде библиотеки музея. При жизни поэта его произведения не иллюстрировались. Исключение составляют 3 авторских иллюстрации, сохранившиеся в рукописях: к поэме «Кавказский пленник», обложка поэмы «Черкесы» и рисунок к стихотворению «На севере диком».

Первым иллюстратором стоит назвать Михаила Александровича Врубеля с альбомами: «Врубель М.А. 1856 – 1910», выпущенный издательством «Комсомольская правда» в 2010 году и «Врубель М.А. 1856 – 1910» с представленными иллюстрациями к произведениям: «Герой нашего времени», «Демон», к стихотворению «Еврейская мелодия».

Обращались к произведениям Лермонтова и такие художники, как Маковский Константин Егорович к произведению «Демон» и Кончаловский Пётр Петрович, выбравший для своей картины эпизод из первой ссылки поэта во время остановки в пути на почтовой станции Казбек.

Олег Чернов в альбоме–каталоге «Мой Лермонтов. Живопись. Графика» проводит читателей и посетителей по страницам романа «Герой нашего времени», изданный в Санкт-Петербурге галереей Борей.

А иллюстрации Леонида Непомнящего представляет набор из 16 открыток к стихам «М.Ю. Лермонтов. Лирика».

Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений