07.09.2024
История, длиною в 155 лет
Аничков дворец в Санкт-Петербурге, датская художница и коллекция живописи императора Александра III
Продолжаем публикации историй картин, которые находятся в краевом музее изобразительных искусств.
В настоящее время в экспозиции «Золотая коллекция» можно увидеть работу датской художницы 1869 года Элизабет Иерихау «Греческий пастушок на Акрополе, опирающийся на остатки развалин Парфенона». Следует отметить, что работы датских художников редко встречаются в музеях, а работ данного автора нет и вовсе. И мы поведаем историю о том сколько самых разных неизвестных фактов можно объединить вокруг этой не очень большой по размерам картины.
Начнём с того, что одним из старейших сохранившихся сегодня зданий на Невском проспекте в Санкт-Петербурге является Аничков Дворец. Строится он начал в 1741 году по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Его строительство закончилось через 13 лет, Дворец отличался не только богато украшенным в стиле барокко фасадом, но и весьма внушительными размерами.
Известен был тем, что всё время кому-то дарился, в большей степени на свадьбы.
Елизавета Петровна подарила его своему главному фавориту Алексею Разумовскому, Екатерина II, выкупив его у брата Разумовского, подарила своему фавориту Григорию Потёмкину, далее царствующие особы дарили его на свадьбы своим сёстрам, детям и уже в XIX в. он был подарен на свадьбу будущему императору Александру III, выбравшему впоследствии Дворец своей резиденцией.
В жёны Александр III взял датскую принцессу, дочь датского короля Христиана IX– Марию Софию, Фредерику Дагмар, впоследствии известную как императрица Мария Фёдоровна, мать последнего императора Николая II. Мария Фёдоровна покровительствовала искусству, Александр III известен как собиратель произведений искусства, его коллекция стала основой для создания Государственного Русского музея.
Во время их проживания во Дворце произошла крупная внутренняя перепланировка, вызванная необходимостью разместить в залах Аничкова Дворца императорскую коллекцию живописи.
Именно здесь и находилась упомянутая ранее работа датской художницы, а чтобы прийти к такому выводу сотрудниками музея была проведена огромная поисковая работа.
Картина «Греческий пастух» числилась в музее как произведение неизвестного художника, несмотря на то, что на холсте слева стояла неразборчивая авторская подпись и дата. Попытки прочитать подпись не увенчались успехом, но появилась зацепка, которая значительно помогла распутать историю картины – на обратной стороне стоял полустёртый номер, увенчанный знаком IIIA , что позволило сделать предположение о возможной принадлежности указанной картины к коллекции императора Александра III.
Опись коллекции Государя, хранящаяся в Эрмитаже подтверждала, что под номером 159 имеется следующая запись «Гречанинъ с барашкомъ в рукахъ», 28х21 (в вершкахъ), 1869 год», что соответствовало размеру и году создания нашей картины, но в связи с тем, что в графе автор значилось: «Неизвъстнаго художника» пришлось ещё предпринять ряд поисков, чтобы определить автора и отнести работу к датской школе живописи.
Как оказалось, автором картины являлась Элизабет Анна Мария Иерихау (1819-1881) – датская художница XIX в., произведения которой пользовались большой славой на родине.
Окончательное подтверждение было найдено в справочнике Фридриха фон Беттихер, где под номером 41 значится картина со следующим названием: «Греческий пастушок на Акрополе, опирающийся на остатки развалин Парфенона» 1869. Далее указано, что картина участвовала во Всемирной выставке в Вене в 1973 г. и в выставке живописи Берлинской Академии в 1874 и 1879 гг. Справочник был издан в 1895 г. какие либо данные об участии в дальнейшем картины в выставках отсутствуют, из чего можно сделать вывод, что картина в конце 1880 годов могла уже оказаться в частной коллекции (увезена в Россию).
Известно, что императорская чета ежегодно посещала Данию, родину Марии Фёдоровны, где посещала музеи, дворцовые коллекции, выставки и мастерские художников, увеличивая своё живописное собрание.
Оказавшись в России картина обрела в ней вторую родину, местом её пребывания стала живописная галерея Аничкова Дворца.
В 1918 г. в составе всей дворцовой художественной коллекции произведение было переправлено в Эрмитаж, в 1936 передано в Ставропольский краеведческий музей им. Г. Праве, в 1962 году в музей изобразительных искусств, где до 1993 года значилась как работа неизвестного художника.
В общей сложности авторство картины и её правильное название было утеряно на долгие 112 лет, начиная со времени нахождения в императорской коллекции, затем в Эрмитаже, краеведческом музее, потом уже в музее изобразительных искусств.
И только более 30 лет назад проведённое исследование научным сотрудником музея В.Н. Соколовым дало возможность вернуть картине авторство и название, отнести её к датской школе живописи.
В этом году исполнилось 155 лет со времени создания картины датской художницы Элизабет Иерихау, одной из первых женщин-художников, принятых в датскую Королевскую академию художеств. Она была женой скульптора, матерью семерых детей, награждена медалью Датской Королевской Академии изящных искусств.
Через 10 лет после создания произведения, оно оказалось в Петербурге в царской коллекции, затем музейной и это было ещё 56 лет и вот уже 88 лет как получила прописку в Ставрополе, где ей вернули родное название «Греческий пастушок на Акрополе, опирающийся на руины Парфенона», автор много путешествовала, в том числе в 1860-е годы посетила Грецию.
Эта длинная легенда бытования особо ценного музейного предмета не стала бы известной, а картина не прожила столь долгую жизнь, если бы не существовало музейных собраний, которые тщательно хранят и исследуют специалисты музейного дела.
А картину, история которой здесь рассказана можно увидеть в экспозиции «Золотая коллекция» на выставке «От античности до модерна», на которой экспонируются предметы, переданные в музей из Государственного Эрмитажа.