20.08.2024

КРАСИВАЯ СКАЗКА О ЛЮБВИ

В постоянной экспозиции классического искусства «Золотая коллекция» краевого музея изобразительных искусств в данный момент экспонируются произведения, поступившие в годы образования музея из Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург).

К сожалению, здесь нет всего одного произведения являющегося одним из самых раритетных в фонде музея – шпалеры из серии «Вертумн и Помона».

Причина, по которой предмет не вошёл в число экспонируемых довольно прост – размеры шпалеры превосходят возможности высоты залов – ведь размер этого древнего настенного ковра имеет высоту 3 м 60 см, а ширину 3 м.

Давайте заглянем в архивы музея. Согласно акту № 228 от 20.04.1964 сотрудники Эрмитажа передали этот ценный предмет первому директору музея Бендик Б.А., куда вписана следующая информация: «Шпалера с изображением мифологического сюжета («Вертумн и Помона»?). Фландрия, конец XVII - начало XVIII в. Местами порвана или распорота по швам, потёрта», передана на основе приказа Министерства культуры СССР.

И только через 28 лет, музеем начали предприниматься меры (поиски мастеров реставрации текстиля и средств) на восстановление (реставрацию) этого редкого экспоната.

Шпалеры – это безворсовые тканые настенные ковры с сюжетными и орнаментальными композициями, относящиеся к искусству ткачества, появились с XII-XIII веков, получили широкое распространение в Западной Европе, расцвет школ ткачества приходится на конец XIV-XVII вв.

Красочные ковры не только преображали интерьеры средневековых замков, но одновременно, закрывая собой холодный камень, заметно утепляли стены.

Шпалеры развешивали в соборах и ратушах, а во время турниров – на трибунах зрителей.

В праздничные дни ковры вывешивали на балконах и подоконниках, тем самым украшая улицы.

А тогда в 1992-93 гг. группа опытных реставраторов из Москвы, проведя осмотр состояния музейной шпалеры сделала вывод, что памятник был ранее в реставрации, сильно загрязнён и во многих местах разрушен, общая площадь деформаций и утрат составляет 5 м2, что равнялось 50% общей площади шпалеры.

В процессе длительной реставрации шпалера получила своё новое рождение, а самое интересное, что реставратор высшей категории А.К. Ёлкина в процессе работы провела атрибуцию памятника и сделала экспертное заключение о том, что шпалера ставропольского музея является редчайшим предметом такого рода и согласно ряда исследований ею проведённых является не фламандской, а французской, решена в стиле парижских шпалер и изготовлена в мастерских Парижа не позднее первой половины XVII в. и привела ряд  доказательств, на основе которых в выходных данных следовало уже сделать такую запись:

Шпалера с изображением мифологического сюжета из серии «Вертумн и Помона». Франция, первая половина XVII в. шерсть, шёлк, ручное ткачество. размер 359х300

 

История Помоны и Вертумна является не только красивой сказкой о любви со счастливым финалом. В неё незаметно вплетены идеи о создании гармоничной и любящей семьи.

Среди римских божеств Помона являлась богиней плодов и фруктовых деревьев, она отвергала всех своих поклонников, не принимала никаких ухаживаний. Вертумн был в неё влюблён и принимал разные образы, чтобы покорить Помону. Удалось ему это, когда он принял образ старушки, убедившей Помону, что нужно уступать тому, кто искренне любит.

Наша шпалера относится к серии «Вертумн и Помона», на которой Вертумн в облике юноши в хитоне и сандалиях сидит на переднем плане. Сзади него стоит старушка – как образ одного из его превращений. Фигуры Помоны на шпалере нет.

Обращает на себя внимание композиционное решение великолепного пышного бордюра шпалеры в соотношении его ширины к ширине изображения.

Это багетовая золотая рама с гротескными орнаментами, с гирляндами из цветов и фруктов, с медальонами в античном стиле в углах, с фигурками путти в середине каждой стороны бордюра, по углам розетки с профилями римских императоров.

Всё это признаки барочных элементов, обрамление шпалер в таком стиле выполнялось только в мастерских Парижа в I-ой половине XVII в., крупнейшем центре шпалерного производства.

Итак, история шпалеры из серии «Вертумн и Помона» берёт своё начало в Париже, где более 400 лет назад была создана искусными мастерами парижской мастерской.

Пока о том, когда и как она оказалась в Эрмитаже нам неизвестно, но то, что 60 лет назад попала в Ставропольский музей – это точно.

Более 30 лет назад в историю её бытования вмешались реставраторы, привели в экспозиционный вид, уточнили сведения о времени и месте её создания.

Чтобы представлять такой редчайший музейный экспонат нужно познакомиться с содержанием древнеиталийского мифа изложенного Овидием, с эпохой средних веков, с понятием стиля барокко, особенностями шпалерного искусства, которое сегодня утрачено, очень специфично, трудоёмко, дорого и длительно по времени создания такого рода шедевра.

Но главное во всей этой истории это то, что мы имеем возможность восхищать и удивлять зрителей такими редкими, великолепными произведениями, благодаря подвижническому труду собирателей, хранителей, музейщиков и профессиональному мастерству реставраторов, людей очень редкой и очень важной профессии.

Хотим сообщить зрителям, что в конце этого года шпалера из серии «Вертумн и Помона» будет экспонироваться в одном из залов музея.

Посещайте наш музей, хранящий множество неизвестных, неожиданных и интересных историй.

Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений