06.08.2024

Гений из деревни а также 20 лет в Америке, жена, влюблённая в Эйнштейна и корабль от Сталина

Исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского и советского скульптора, графика, педагога, народного художника СССР (1958), действительного члена императорской академии художеств (1916), академика Академии художеств СССР (1954), Героя Социалистического труда (1964), лауреата Ленинской премии (1957), Сталинской премии (1951) Сергея Тимофеевича Коненкова (1874-1971).

Творческое наследие самобытного мастера велико и многогранно. В российских музеях хранятся его шедевры, в том числе портреты многих знаменитых личностей.

В коллекции краевого музея изобразительных искусств находится всего одна работа Сергея Тимофеевича – скульптурный портрет Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), классика русской литературы, русского поэта, прозаика, публициста.

К образу Н. Некрасова скульптор обратился – в год 80-летия со дня его смерти и закончил работу в 1959 году, 65 лет назад. Через 4 года после её создания в 1963 г. скульптурный портрет Дирекцией художественных фондов и проектирования памятников (Москва), где он, видимо, хранился после закупки, был передан в коллекцию вновь образованного художественного музея в Ставрополь, здесь он хранится уже более 60 лет.

Материалом для создания скульптурного портрета явился излюбленный материал автора – дерево, с которым он начал работать в конце 1900-х годов, подлинность работы подтверждена автографом, вырезанным на лицевой части скульптуры.

Как правило, во время работы с фондами, сотрудники в таких случаях изучают материалы, касающиеся биографии и творчества, как самого ваятеля, так и его модели.

В данном случае, будет небезынтересно, узнать некоторые факты из биографии С.Т. Коненкова, жизнь которого была овеяна тайнами и загадками, некоторые из которых до сих пор не раскрыты.

Коненков родился в Смоленской губернии в крестьянской семье, в которой сумели внимательно отнестись к увлечению мальчика рисованием и собрать средства для получения им художественного образования.

Прадеда скульптора, ельнинского крестьянина Ивана и его семерых братьев односельчане называли «конями» за огромную силу и богатырскую стать, и со временем это прозвище превратилось в фамилию.

Скульптор Коненков в полной мере унаследовал «конские» гены: и сам был могуч – до глубокой старости гнул монеты пальцами – и всё его творчество было гимном физической и духовной мощи.

После окончания художественной школы С. Коненков закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1896), затем Императорскую академию художеств (1902), незадолго до революции получил звание её действительного члена (1916), а после революции энергично подхватил ленинские идеи монументальной пропаганды, создав ряд монументальных памятников.

Он был одним из самых лояльных к советской власти художников, и в конце 1923 г., по инициативе комиссара просвещения Луначарского, его направили в США в качестве представителя выставки русско-советского искусства. Поездка должна была занять пару месяцев, но растянулась на целых 22 года.

Как же объяснить, что скульптор столь лояльный к новой советской действительности, поселившись в Нью-Йорке в артистическом районе Гринвич-Виллидж, стал своеобразной достопримечательностью американского города?

Американцы дивились дюжему мужчине с длинной бородой, расхаживающему по улицам в косоворотке, сапогах и с котом Рамзесом на плече. Коненков в полной мере отвечал западным представлениям о «русском мужике».

Студия Коненкова стала одним из самых заметных светско-богемных мест Нью-Йорка.

Главную роль в налаживании связей играла вторая супруга скульптура Маргарита, младше Коненкова на 20 лет, ставшая его женой в 1922 году.

По распространённой ныне версии, подтверждающейся главным образом из мемуаров начальника 4-го (диверсионно-разведывательного) управления НКВД генерал-лейтенанта Павла Судоплатова жена известного скульптора Коненкова была агентом советской разведки, работавшая, в том числе над такими крупными делами, как «Манхэттенский проект», то есть занималась сбором сведений по разработке в США ядерного оружия. Задание предполагало выйти на круги учёных-специалистов, занятых разработкой никому не известного тогда «сверхоружия», сблизиться с крупнейшими физиками Оппенгеймером и Эйнштейном в Принстоне.

От Принстонского университета Коненкову поступил заказ на создание бюста знаменитого учёного физика-атомщика Альберта Эйнштейна, между которым и женой Коненкова завязался страстный роман, через него последовало сближение с семьёй «отца американской атомной бомбы» Р. Оппенгеймера, через супругов Коненковых поступала важная информация о перспективах нового «сверхоружия».

Коненков же в эти годы, кроме творчества занимался предсказаниями и писал письма И.В. Сталину, которые начал писать перед войной, в них он делился своими пророчествами – предупреждениями, в том числе и о большой войне, в которой предрёк Сталину победу, но ответов на эти письма не получал.

После Великой Победы 1945-го Сталин лично распорядился отправить в Америку за супругами Коненковыми пароход «Смольный», чтобы переправить в СССР скульптора, все его работы, вещи и даже сказочную мебель из пней, одно из любимых направлений в творчестве скульптора.

Чете Коненковых выделили жильё неподалёку от Кремля с огромной мастерской.

Неслыханная щедрость Сталина поразила всех.

Сергей Тимофеевич прожил 97 лет, он и в преклонные года был полон энергии.

Незадолго до смерти выпустил том мемуаров, в котором всё таинственное в своей жизни предпочёл обойти вниманием.

Этим скульптор дал возможность бесконечных домыслов о себе, прежде всего, со стороны любителей поп-экзотерики, утверждавших, что Коненков вслед за Ньютоном предрёк конец света в 2060 г.

Но мы знаем, что пророк-ваятель мог и ошибаться, но менее удивительной фигура Коненкова от этого не становится.

Вот, казалось бы, всего один музейный экспонат, а сколько он смог собрать вокруг себя интересных фактов.

Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений