20.07.2024
Знаете ли вы, что 100 лет назад донские художники отправились в художественно-этнографическую экспедицию на Кавказ?
Знаете ли вы, что 100 лет назад донские художники отправились в художественно-этнографическую экспедицию на Кавказ
Это были ростовские художники
Фёдор Матвеевич Черноусенко (1893-1960),
Дмитрий Степанович Фёдоров (1890-1963),
Василий Степанович Шлипнев (1891-1976)
и путь их тогда, в 1924 году, лежал в Дагестан, в следующем в 1925 году - в Чечню. Поразителен тот факт, что в эти тяжёлые годы после революции и гражданской войны Северо-Кавказский музей горских народов (г. Ростов-на-Дону) нашёл возможность и посчитал важным провести художественно-этнографические экспедиции по Северному Кавказу в 1920-1930 годы, привлекая к участию в них профессиональных художников.
Кавказ этого времени был идеальным полем для проведения таких экспедиций, целью которых являлось изучение быта, круга хозяйственных забот горцев, национальной одежды, кустарных ремёсел и промыслов, величественной природы Кавказа. На участников экспедиций возлагались задачи и по просвещению населения автономий, которое порой враждебно встречало чужих людей, так подробно изучающих их образ жизни, поэтому путешествия были не только увлекательными, но порой и опасными, потому участники экспедиции имели право на ношение оружия.
Результаты экспедиций были очень значительными, сегодня живописные полотна, графические работы, наброски, зарисовки и самостоятельные рисунки являются художественными документами в осмыслении того, как выглядят Дагестан и Чечня и их жители, из чего складывается уклад жизни.
Судьба части этого уникального художественно-этнографического наследия, которое вначале находилось в музее горских народов, сложилась так, что около 500 цветных и чёрно-белых рисунков, выполненных в различной технике, куда вошли и живописные работы Ф. Черноусенко, Д. Фёдорова, В. Шлипнева, при расформировании музея горских народов поступили в Ставропольский краеведческий музей.
В 1962 году, при формировании коллекции вновь образованного музея изобразительных искусств, 13 живописных полотен трёх авторов из Ростова-на-Дону были переданы в его фонды, которые мы сегодня относим к раритетам художественной коллекции музея изоискусств.
«Дагестанский пейзаж» (Ф. Черноусенко) поражает многоцветьем красок, особым горским колоритом, здесь поток горной реки, бегущей через долину, проросшую раскидистыми деревьями, домики горцев.
Аул Чох запечатлён и Фёдоровым, и Шлипневым, но впечатления и краски совсем разные. В первую очередь, мы видим характерную для гор застройку, аул на берегу горного озера, каменные домики с плоской крышей, находящиеся на склоне горы, громоздятся друг на друга, образуя узкие улочки. Величественные горные вершины окружают селение неприступной стеной.
«Аул Гимры» (Д. Фёдоров), «Аул Кафыр-Кумух», «Две женщины под навесом» (Ф. Черноусенко) более детально изображают жилища горцев и их занятия, опять же подчёркивая красоты окружающей их природы.
В 60-е годы прошлого века мастера, создавшие художественную летопись Кавказа, ушли из жизни.
Но осталось их творческое наследие, дневники, письма, фотографии, впечатления от поездок и экспедиций.
Вот уже в июле исполняется 100 лет со времени начала экспедиций этих выдающихся художников, которые можно сравнить с настоящим подвигом, как в области исследований, так и в области изобразительного искусства.