22.11.2023

Скульптор из крестьян. К 185-летию со дня рождения скульптора, академика Императорской академии художеств Матвея Афанасьевича Чижова (1838-1916)

В постоянной экспозиции классического искусства «Золотая коллекция» работает выставка «Художники-передвижники в коллекции Ставропольского краевого музея изобразительных искусств», где обращает на себя внимание скульптура экспонента всего одной выставки Товарищества Передвижных художественных выставок Матвея Афанасьевича Чижова (1838-1916) – «Крестьянин в беде».

В ноябре 2023 года исполнилось 185 лет со дня рождения скульптора, родившегося в деревне Пудово Московской губернии в семье каменотёса, которому удалось выкупить свою семью из крепостных.

С детских лет, помогая отцу высекать надписи на мраморных и гранитных плитах, маленький Матвей лепил из глины фигурки животных, потом начал посещать училище технического рисования, упражнялся в лепке, несмотря на бедность и лишения, сумел поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, посещал классы Академии художеств, от которой получил за успехи серебряную и золотую медали, в 1868 году был отправлен АХ пенсионером за границу в Рим, провёл там шесть лет, определившись с жанровой направленностью творчества, став в результате действительным членом АХ. Что касается жанровой направленности, то Чижова привлекали сюжеты народной жизни и крестьянского быта.

Интересен тот факт, что именно в Риме в 1874 году им была выполнена скульптура «Крестьянин в беде» из мрамора, что подтверждает надпись на тыльной стороне основания: «Рим. 1874. М. Чижовъ», которая сегодня находится в фондах Государственного Русского музея Санкт-Петербурга.

В нашем же музее находится гипсовый отлив, выполненный в 1959 году Ю.И. Мышкиным в мастерской ГРМ, который хранился до 1967 года в Государственном Горьковском художественном музее, а в 1967 году был передан в фонд Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, через пять лет с момента его образования.

150 лет прошло с тех пор, как Матвей Афанасьевич Чижов создал своё произведение, на котором мы видим крестьянина-погорельца с ребёнком в минуты горького отчаяния от потери своего сгоревшего дома и всего, что в нём находилось.

Считается, что сюжет взят из жизни самого скульптора, запомнившего горе своего отца, когда сгорел их дом.

В музее каждый экспонат имеет и хранит истории жизни и творчества не только их авторов, но истории создания и бытования произведений, входящих в музейное собрание.

Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений