Современное искусство
Является самой многочисленной коллекцией музея, в которой представлены работы живописи, графики, скульптуры, охватывающие хронологические рамки с 1917 г. по настоящее время (2005-2007 гг.).
Периодизация коллекции включает два этапа — искусство советского периода, в т.ч. изобразительное искусство бывших республик СССР, включая 1992 г. и современный период; внутри коллекций живописи и графики выделена коллекция художников Ставропольского края.
В собрании российской живописи старейшие художники представлены выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества (В.Н. Бакшеев, А.М. Герасимов, С.В. Герасимов, М.С. Сарьян, К.Ф. Юон и др.); выпускниками ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа (Т.Г. Гапоненко, Н.М. Ромадин, П.П. Соколов-Скаля, И.И. Чекмазов); Московского художественного института им. В.И. Сурикова (К.Д. Китайка, В.Ф. Стожаров, А.П. и Т.П. Ткачевы, В.К. Нечитайло и многие др.)
Среди выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина — А.М. Грицай, В.Ф. Загонек, Л.А. Острова и др.
Коллекция разнообразна в жанровом, тематическом отношении. Она сегодня не может претендовать на отражение искусства XX века во всем его разнообразии, в то же время живописные произведения красноречиво говорят о художественной жизни бывшего СССР, о творческих устремлениях художников даже в самые тревожные периоды её истории.
Дают возможность проникнуться эстетикой нашего искусства, увидеть стилистическое разнообразие работ этого периода — результат сложных проблем индивидуального пластического поиска:
- разнообразие поисков в живописи 20-30-х гг. XX в. в работах А.Е. Барща, В.П. Бычкова, В.К. Бялыницкого-Бируля, М.П. Кончаловского, В.К. Турбасова;
- жизнеутверждающий пафос полотен, созданных в 40-50-е гг., написанных по канонам, провозглашенных методом социалистического реализма в работах В.С. Басова, С.В. Рянгиной, Ю.В. Разумовской;
- монументализм образов и своеобразную романтику периода «сурового» стиля 60-х гг. в полотнах В.И. Иванова;
- следование традициям русской реалистической школы живописи и влияния искусства импрессионистов на протяжении всего пути развития современного искусства в работах братьев Ткачевых, Н.М. Ромадина, В.К. Нечитайло;
- условный, знаковый характер форм (натюрморты И.Л. Салганика);
- активные эксперименты в цвете с формой (К.Н. Бритов), подражание наивному искусству и многое другое, вплоть до появления абстрактных и сюрреалистических моментов, ухода от привычной формы живописно-пластического языка, разрушения физического понятия «картина» и создания картин-объектов.
В коллекции широко представлены все основные жанры, историко-революционная и военная тема.
В коллекции находится двенадцать работ московского художника А.А. Лебедева-Шуйского (1896-1978), большая часть которых была приобретена в 1985 г. у вдовы автора Н.В. Ресслер. Это «Автопортрет с палитрой» (1926 г.), портретные этюды и московские пейзажи. Натурные зарисовки отличает чувственная увлеченность цветом, московские этюды объединяет широкая, свободная манера письма, каждой работе присуща неожиданная позиция автора.
Одиннадцать живописных и графических работ принадлежат московской художнице Ю.В. Разумовской (1896-1987), чье творчество особенно представляет для нас интерес, т.к. она в течение многих лет периодически жила и работала в г. Ессентуки на Кавказских Минеральных Водах.
Жители Ставрополья имели возможность на двадцати выставках в крае проследить развитие творчества Ю. Разумовской в период с 1941 по 1970 гг. Одна из ее персональных выставок состоялась в 1969 г. в Ставрополе, после проведения которой автор передала в дар музею несколько работ, характеризующих основные этапы её творчества.
Тринадцать живописных работ донских художников Ф.М. Черноусенко, (1893-1960), Д.С. Федорова (1890-1963) В.С. Шлипнева (?) составляют кавказский цикл пейзажей по результатам художественно-этнографических экспедиций 1924-1925 гг. в Дагестан и Чечню, которые при образовании музея были переданы из фондов Ставропольского краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Выполненные замечательными мастерами, они дают возможность представить неповторимость и великолепие республик Северного Кавказа.
Коллекция современной графики включает в себя работы различных жанров: пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический жанр, сюжетные композиции. Здесь представлена книжная иллюстрация, театрально-декорационная графика, эскизы декораций к спектаклям, кинофильмам, эскизы афиши; небольшая коллекция плаката, карикатура.
Разнообразна коллекция пейзажей — пейзажи Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Новороссийска, Переяславля, Ростова Великого, Севера России, Украины, Парижа, Венеции, Рима, Греции. Представлена здесь и старая реалистическая школа графики в лице Ю.М. Непринцева, А.В. Каплуна, М.Н. Штейнберга, В.Н. Мешкова, М. Моторина, М.Г. Ройтера и др. и русский импрессионизм в лице М.П. Митурича, А.И. Кравченко, и представители «сурового» стиля Г.Ф. Захаров, А.А. Ушин, И.П. Обросов.
В жанровых работах мы видим этнографические мотивы из жизни Дагестана, Осетии, Кубани, Дальнего Севера и Сибири, раскрыты темы производственного и сельскохозяйственного труда, труд рыбаков, сталеваров, летчиков, спортсменов, показаны сцены из столичной и провинциальной жизни России.
Особую часть жанровой графики составляет тема войны; разные стороны Великой Отечественной раскрыты в работах российских графиков В.Г. Старова, В.С. Слыщенко, П.Г. Баранова, В.А. Власова, А.Н. Яр-Кравченко; революции и гражданской войны в работах С.М. Харламова, М.Г. Ройтера; плакатное искусство представляют Кукриниксы, анамалисты представлены работами В.А. Ватагина, В.В. Доброклонского.
В коллекции есть натюрморты В.Н. Киселева, А.С. Ведерникова, Р.С. Затуловской. Многочисленны портреты общественных деятелей, ученых, художников, в т.ч. Г.С. Верейского, В.Л. Кравченко, П.П. Оссовского.
В коллекции иллюстраций к различным произведениям литературы наиболее многочисленны работы Н.И. Калиты, А.И. Кравченко, Ф.Д. Константинова, В.Н. Минаева — к произведениям «Слово о полку Игореве», «Медный всадник», «Братья Карамазовы», к трагедиям В. Шекспира, произведениям Э. Золя, к сказкам.
Эскизные работы к спектаклям, кинофильмам представлены работами И. Шпинеля, А. Киселева, Я. Свидетелева, С. Юневича.
Интересную часть коллекции составляют конфигуративная графика болгарского художника Д. Копривщенова, москвича В.Ф. Лукина, ростовчанина А.С. Легостаева.