Экслибрис

Самостоятельно представлена коллекция современного русского и зарубежного экслибриса — книжного знака, целиком приобретенная у коллекционера Г.Ф. Полковского (г. Ессентуки, Ставропольский край).

Экслибрис — латинское слово, обозначающее «из книг». Искусство экслибриса в форме, приближающейся к современной, родилось в средние века, когда книга была предметом особенно редким, который, как всякое дорогостоящее имущество, снабжался указанием имени владельца. Немногочисленные обладатели книг в ту далекую пору — крупные феодалы, монастыри, богатые купцы — поручали переписчикам делать письменные указания принадлежности. Позже такое указание оформляли в виде виньетки и рисовали где-то в начале или конце книги. Затем стали оттискивать такой знак или герб конгревом на наружной крышке переплета (суперэкслибрис) или — с изобретением книгопечатания — верстали вместе с титулом, и знак принадлежности входил в общую композицию книги ее составной частью.

Новый расцвет русского экслибриса, приходящийся уже на двадцатые годы прошлого столетия, связан с иными именами и новыми общественными условиями.

Книги стали издаваться громадными тиражами. Для их оформления были привлечены многие талантливые графики, которые охотно выполняли и экслибрисы. Главной фигурой в классическом направлении русской послереволюционной гравюры был В. Фаворский. Другой мастер, А. Кравченко, — олицетворял ее романтику.

Оба художника оставили нам десятки произведений и — что не менее важно, — учеников и последователей.

Во второй половине 50-х годов XX в. экслибрисы снова стали привлекать внимание библиофилов, художников и любителей-коллекционеров.

Если в 20-30-е годы экслибрисы исполнялись главным образом, художниками Москвы и Ленинграда, то теперь трудно назвать город, где бы не было исполнителей и владельцев книжных знаков.

Советские экслибрисы экспонировались на международных конгрессах экслибрисистов, на многочисленных выставках в городах Европы и Америки, приобрели широкое признание.

Коллекция музея знакомит с современным экслибрисом.

Такая возможность появилась с приобретением музеем коллекции экслибриса у Георгия Федосеевича Полковского, жителя поселка Белый Уголь близ г. Ессентуки, который много лет занимался коллекционированием книжных знаков, состоял в переписке с художниками и коллекционерами не только нашей, но и других стран. Собрание, насчитывающее более девятнадцати тысяч графических произведений, отражает развитие искусства книжного знака в нашем отечестве и за его пределами с первых десятилетий по восьмидесятые годы двадцатого века. Оно включает в себя работы корифеев графики И. Павлова, А. Кравченко, Д. Митрохина, И. Рерберга, учеников В. Фаворского — Г.Ечеистова, Ф. Константинова, Г. Кравцова, В. Фролова. Представлен целый ряд имен, вошедших в историю отечественного искусства, а также художников, завоевавших признание в 60-70-е годы.

Значительная часть коллекции отражает творчество мастеров Прибалтики, других стран ближнего и дальнего зарубежья.

Небольшие гравюры в художественной форме рассказывают о владельце, его деятельности, часто раскрывают взаимоотношения между художниками — авторами знаков и книголюбами. Мотивы экслибриса самые разнообразные: это пейзаж, исторические события, предметы-символы или комбинация символических изображений. Часто основой книжного знака служит портрет владельца библиотеки или историческая личность, композитор, ученый, поэт. Можно встретить и такие мотивы, как остроумная шутка, гротеск, дружеская пародия, навеянная личностью, вкусами, родом занятий или другими живыми приметами личности ее времени, эпохи.

Нередко композиция включает изображение книги и текст, где шрифт и изображение органически объединены.

Искусство книжного знака привлекает своей ассоциативной выразительностью, демонстрирует бесконечное разнообразие графических решений, стилевых и сюжетных находок, фантазии его создателей и заказчиков.

В том, что такая миниатюрная прикладная отрасль графики может быть большим искусством и потому имеет право быть рассмотрена особо, убеждают многие факты. Большинство связанных с искусством книги мастеров прошлого — авторы, по крайней мере, одно-двух, а иногда и целых серий экслибрисных опусов. А. Дюрер, Г. Гольбейн, Л. Кранах и Ф.Буше, А. Матисс и П.Пикассо, передвижники и мирискусники, В. Васнецов и М. Врубель внесли свой вклад в сокровищницу искусства книжного знака. Значительно расширили ее виднейшие графики XX века Ф. Фаворский и А. Кравченко, а также их ученики и последователи, чьи произведения можно увидеть в музее, убедиться в самостоятельной художественной ценности оригинальных гравюр и печатных оттисков.

Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений