Современное искусство

Является самой многочисленной коллекцией музея, в которой представлены работы живописи, графики, скульптуры, охватывающие хронологические рамки с 1917 г. по настоящее время (2005-2007 гг.).

Периодизация коллекции включает два этапа — искусство советского периода, в т.ч. изобразительное искусство бывших республик СССР, включая 1992 г. и современный период; внутри коллекций живописи и графики выделена коллекция художников Ставропольского края.

В собрании российской живописи старейшие художники представлены выпускниками Московского училища живописи, ваяния и зодчества (В.Н. Бакшеев, А.М. Герасимов, С.В. Герасимов, М.С. Сарьян, К.Ф. Юон и др.); выпускниками ВХУТЕМАСа — ВХУТЕИНа (Т.Г. Гапоненко, Н.М. Ромадин, П.П. Соколов-Скаля, И.И. Чекмазов); Московского художественного института им. В.И. Сурикова (К.Д. Китайка, В.Ф. Стожаров, А.П. и Т.П. Ткачевы, В.К. Нечитайло и многие др.)

Среди выпускников Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина — А.М. Грицай, В.Ф. Загонек, Л.А. Острова и др.

Коллекция разнообразна в жанровом, тематическом отношении. Она сегодня не может претендовать на отражение искусства XX века во всем его разнообразии, в то же время живописные произведения красноречиво говорят о художественной жизни бывшего СССР, о творческих устремлениях художников даже в самые тревожные периоды её истории.

Дают возможность проникнуться эстетикой нашего искусства, увидеть стилистическое разнообразие работ этого периода — результат сложных проблем индивидуального пластического поиска:

В коллекции широко представлены все основные жанры, историко-революционная и военная тема.

В коллекции находится двенадцать работ московского художника А.А. Лебедева-Шуйского (1896-1978), большая часть которых была приобретена в 1985 г. у вдовы автора Н.В. Ресслер. Это «Автопортрет с палитрой» (1926 г.), портретные этюды и московские пейзажи. Натурные зарисовки отличает чувственная увлеченность цветом, московские этюды объединяет широкая, свободная манера письма, каждой работе присуща неожиданная позиция автора.

Одиннадцать живописных и графических работ принадлежат московской художнице Ю.В. Разумовской (1896-1987), чье творчество особенно представляет для нас интерес, т.к. она в течение многих лет периодически жила и работала в г. Ессентуки на Кавказских Минеральных Водах.

Жители Ставрополья имели возможность на двадцати выставках в крае проследить развитие творчества Ю. Разумовской в период с 1941 по 1970 гг. Одна из ее персональных выставок состоялась в 1969 г. в Ставрополе, после проведения которой автор передала в дар музею несколько работ, характеризующих основные этапы её творчества.

Тринадцать живописных работ донских художников Ф.М. Черноусенко, (1893-1960), Д.С. Федорова (1890-1963) В.С. Шлипнева (?) составляют кавказский цикл пейзажей по результатам художественно-этнографических экспедиций 1924-1925 гг. в Дагестан и Чечню, которые при образовании музея были переданы из фондов Ставропольского краеведческого музея им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Выполненные замечательными мастерами, они дают возможность представить неповторимость и великолепие республик Северного Кавказа.

Коллекция современной графики включает в себя работы различных жанров: пейзаж, портрет, натюрморт, анималистический жанр, сюжетные композиции. Здесь представлена книжная иллюстрация, театрально-декорационная графика, эскизы декораций к спектаклям, кинофильмам, эскизы афиши; небольшая коллекция плаката, карикатура.

Разнообразна коллекция пейзажей — пейзажи Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга, Новороссийска, Переяславля, Ростова Великого, Севера России, Украины, Парижа, Венеции, Рима, Греции. Представлена здесь и старая реалистическая школа графики в лице Ю.М. Непринцева, А.В. Каплуна, М.Н. Штейнберга, В.Н. Мешкова, М. Моторина, М.Г. Ройтера и др. и русский импрессионизм в лице М.П. Митурича, А.И. Кравченко, и представители «сурового» стиля Г.Ф. Захаров, А.А. Ушин, И.П. Обросов.

В жанровых работах мы видим этнографические мотивы из жизни Дагестана, Осетии, Кубани, Дальнего Севера и Сибири, раскрыты темы производственного и сельскохозяйственного труда, труд рыбаков, сталеваров, летчиков, спортсменов, показаны сцены из столичной и провинциальной жизни России.

Особую часть жанровой графики составляет тема войны; разные стороны Великой Отечественной раскрыты в работах российских графиков В.Г. Старова, В.С. Слыщенко, П.Г. Баранова, В.А. Власова, А.Н. Яр-Кравченко; революции и гражданской войны в работах С.М. Харламова, М.Г. Ройтера; плакатное искусство представляют Кукриниксы, анамалисты представлены работами В.А. Ватагина, В.В. Доброклонского.

В коллекции есть натюрморты В.Н. Киселева, А.С. Ведерникова, Р.С. Затуловской. Многочисленны портреты общественных деятелей, ученых, художников, в т.ч. Г.С. Верейского, В.Л. Кравченко, П.П. Оссовского.

В коллекции иллюстраций к различным произведениям литературы наиболее многочисленны работы Н.И. Калиты, А.И. Кравченко, Ф.Д. Константинова, В.Н. Минаева — к произведениям «Слово о полку Игореве», «Медный всадник», «Братья Карамазовы», к трагедиям В. Шекспира, произведениям Э. Золя, к сказкам.

Эскизные работы к спектаклям, кинофильмам представлены работами И. Шпинеля, А. Киселева, Я. Свидетелева, С. Юневича.

Интересную часть коллекции составляют конфигуративная графика болгарского художника Д. Копривщенова, москвича В.Ф. Лукина, ростовчанина А.С. Легостаева.

Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений