Западноевропейское искусство

Музей обладает небольшой, но очень интересной и разнообразной коллекцией зарубежного искусства, которая представляет классическое наследие античности, Западной Европы, стран Востока, а также современные произведения. Хронологические рамки коллекции охватывают период с V века до н.э. до 90-х годов XX века. К ней относится 573 произведения живописи, графики (станковой и печатной), образцы декоративно-прикладного искусства, скульптуры. Среди них офорты выдающегося мастера Рембранта Харменса Ван Рейна, работы крупных живописцев и графиков Лагрене Луи (старшего), Анжелики Кауфман, Ашиль Девериа, Антоника Ватерлоо, Китагава Утамаро. Подавляющая часть зарубежной коллекции принадлежит менее или мало известным художникам, которые, однако, представляют несомненный интерес как носители характерных признаков искусства своего времени.

Есть и безымянные, но значительные по своим достоинствам памятники.

Высокий уровень многих произведений, принадлежность к ведущим художественным школам, позволяют знакомить зрителя с отдельными страницами мировой художественной культуры. Немаловажно при этом жанровое и техническое разнообразие коллекции. Широко представлен пейзаж, в том числе маринистический, портрет, исторический жанр (библейские, мифологические, аллегорические сюжеты, батальные сцены), бытовой, анималистический жанр, натюрморт.

В живописи встречаются лессировочная и пастозная манера письма. В станковой графике есть акварель, смешанные материалы. В печатной — различные виды гравировки на металле, камне и других основах. В образцах декоративно-прикладного искусства различные способы обработки и декорировки материалов — стеклянной и фарфоровой массы, дерева, металла. В скульптуре — способы обработки мрамора, бронзовое литье. Некоторые экспонаты представляют документальный интерес. Они свидетельствуют о своей эпохе не только визуально. Так, полотно «Битва французов с русскими», (1808) исторически достоверно изображает Аустерлицкое сражение 20 ноября (2 декабря) 1805 года и выполнено свидетелем и участником сражения генерал-лейтенантом графом Эммануилом Францевичем Сен-При. Надписи на гравюрах XVII—XVIII вв.еков Винчентино «Слепой Велизарий», Дюрэ «Праздник на берегу Тибра», поясняют обстоятельства, при которых они выполнены, сообщают об авторском посвящении, первоначальном местонахождении.

В 1990-е годы ряд мероприятий поискового и научно-исследовательского характера в архивах, музеях и библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга позволили выявить многие недостающие сведения о составе собрания. Полученные в ходе исследования данные, положили начало атрибуционной деятельности. В результате установлена датировка ряда произведения, первоначальное название, происхождение, история бытования. Источниками происхождения оказались в Петербурге: Императорский Эрмитаж, Аничков Дворец, Павловский дворец; в Москве: Московский Публичный и Румянцевский музей, Английский клуб; частные коллекции русских меценатов графов Шуваловых, графов Шереметевых, Мятлевых, Солдатенкова. Осуществлены переводы подписей и надписей на графических листах.

Западноевропейская живопись в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств — это произведения, созданные художниками восьми национальных школ: Франции, Италии, Германии, Голландии, Дании, Испании, Фландрии, Англии. При этом искусство разных стран представлено неравноценно и не с одинаковой полнотой. Среди известных мастеров: П. Миньяр, Л.Лагрене, А. Мельби, Ф. Винтергальтер, есть авторы, произведения которых редко встречаются в музейных собраниях нашей страны. Среди них произведения датских живописцев Г. Бунцена и Э. Иерехау, голландцев П. ванн Оса, Г. Й. Книп, француза Карнье, испанца Б. Голофра.

Коллекция зарубежной графики музея невелика, но представляет различные западноевропейские национальные школы и восточную (Япония). Произведения XVII—XIX вв.еков поступили в 1960-е годы из Государственного Эрмитажа, Ставропольского краеведческого музея и частного собрания художника А.И. Тарана (г. Ленинград), переданных его братом М.И. Тараном (г. Ставрополь). Это в основном печатная графика и несколько станковых работ.

Небольшой отдел скульптуры зарубежной коллекции составляют, главным образом, слепки с античных и средневековых оригиналов, памятников эпохи Возрождения, переданные музею в 1964 году Государственным Эрмитажем.

Представлены авторские оригинальные произведения из мрамора и бронзы. Сюда входят: два мраморных бюста XVIII века, являющиеся скульптурными репликами античных статуй Аполлона Бельведерского и Августа из Прима Порта.

Наиболее значительные произведения из мрамора: «Амур и Психея» неизвестного скульптора XIX века, в совершенстве владеющего обработкой мрамора, тонко чувствующего пластику; женские фигурные образы в неоклассическом стиле.

Заслуживают внимания качественные отливки из бронзы Фердинанда Барбедьена, искусного литейщика, парижская мастерская которого получила известность с 1839 года. К ним относятся: скульптурные композиции Крока «Похищение Деяниры» и Поля Дюбуа «Мать и дети». Дюбуа мастер монументальной скульптуры (одни из самых известных его работ — конная статуя Орлеанской Девы перед Реймским собором и гробница генерала Ламорсьера в соборе Нанси). Уменьшенная копия скульптурной группы «Мать и дети» является примером пластики Дюбуа. В ней, как и в других работах, прослеживаются основные черты его творчества, и, в первую очередь, следование образцам раннего итальянского Возрождения. Он сумел соединить французскую грацию со старофлорентийской строгостью. Французскую школу скульптуры начала XX века представляет работа Сюзанны Бицар «Кармен».

Ещё одна талантливая работа в мелкой пластике — «Амазонка». Автор отливки из патинированной бронзы известный немецкий живописец, график и скульптор Франц Штук, скульптурные произведения которого — редкое явление в музейных собраниях.

Зарубежная коллекция декоративно-прикладного искусства включает античное наследие, предметы европейских производств и стран Востока, поступившие в музей из Ставропольского краеведческого музея в 1962 году, Эрмитажа в 1964 году, Новосибирской картиной галереи, а также частных лиц.

Самые ранние памятники в отделе прикладного искусства музея — коллекция античной керамики и стекла, переданная Эрмитажем в 1964 году, характеризует наиболее известные производства античной Греции, функциональное назначение и способы обработки изделий: — родосскоионийская керамика второй половины VI века до н.э.; V—III вв.еком до н.э. датируется чернолаковая керамика Аттики; краснолаковая керамика Боспора — I—III вв.еками н.е. Это сосуды различного назначения и формы: пелика, килик, амфора, ойнохоя, лекиф, канфар. В формах сосудов и в рисунках, покрывающих их поверхность тот же художественный вкус, то же стремление к совершенству, единство стиля, что в творениях скульптуры и архитектуры этого времени. Утилитарные предметы подняты на небывалую эстетическую высоту.

Большой интерес представляет терракотовая мелкая пластика Северного Причерноморья (III век до н.э. I—II вв.ека н.э.), которую в качестве обетных даров помещали в святилища. От монументальной античной пластики эти изображения отличаются только размерами, сохраняя гармонию и совершенство форм.

Уникальны египетские фаянсовые амулеты второй половины I века до н.э. — III века н.э., миниатюрные изделия из стекла (арибаллы, бальзамарии), выполненные в технике «сердечника» и выдувания в Восточном Средиземноморье (V — начало IV века до н.э.), Боспоре (вторая половина I века н.э. — начало III века н.э.)

Восточные культуры в коллекции представляют предметы декоративного искусства Китая и Японии, Персии (Ирана). Это изделия из фарфора, металла, дерева, кости и других материалов. Образцы китайского и японского фарфора, художественная работа по металлу, в том числе с клуазоне, изделия из слоновой кости относящиеся к XIX-XX столетиям. Памятники прикладного искусства наиболее ярко характеризуют прикладное искусство и культуру данных стран.

Европейское декоративно-прикладное искусство в основном представлено такими странами, как Англия, Австрия, Германия, Франция. Это памятники XVIII—XIX вв.еков из фарфора, фаянса, стекла, бронзы и других материалов: посуда, малая пластика, художественная мебель, предметы убранства интерьера. Наиболее полно представлен раздел «Керамика и фарфор», где мы встречаемся с самыми знаменитыми европейскими производствами.

Единственным памятником художественного ткачества является уникальная шпалера «Вертумн и Помона» (Париж(?), XVII век (?), поступившая в 1964 году из Эрмитажа.

Такие страны Западной Европы, как Дания, Польша, Бельгия представлены немногими или единичными образцами прикладного искусства. В коллекции также небольшая группа предметов, национальная принадлежность которых не определена.

Разнообразна коллекция часов, поступившая из Новосибирской картинной галереи — часы консольные, стенные, каретные, каминные — французской, немецкой, английской работы XVIII—XIX вв.еков. Среди них часы в мраморном корпусе, повторяющем архитектурные формы фронтона, деревянном, бронзовом корпусах, отвечающих духу стилей барокко, рококо, ампира, неоклассицизма.

Большой интерес представляет художественная мебель.

Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений