Русское искусство 2-й половины XVIII – начала XX веков

Восемнадцатый век представлен в коллекции музея несколькими произведениями портретного жанра. Небольшая, но очень интересная коллекция портретов охватывает продолжительный временной период — первая треть XVII в. — нач. XX века.

Портрет — один из наиболее сложных жанров изобразительного искусства, ставшим ведущим жанром в России в XVIII в. В это время в результате петровских реформ древнерусская традиция, рассматривавшая человека как «дар божий», уступила место светскому взгляду на человека как носителя всех ценностей.

«Портрет Ермака Тимофеевича Повольского» самый ранний по времени создания в русском собрании музея. По своим изобразительным свойствам портрет во многом близок к парсуне (от «персона») — так в XVII в. называли парадный портрет. Все детали облачения Ермака Тимофеевича подчеркивают его значительность, острота передачи неповторимой человеческой индивидуальности делает этот портрет интересным памятником искусства петровской эпохи.

Выделяется высокими живописными достоинствами. «Портрет Великого Князя Павла Петровича в детстве» — очень красив тонко сгармонированный колорит портрета, поразителен взгляд ребенка: он лишен детской ясности, дан как бы сквозь дымку, смягчающую яркость темнокарих глаз, — в нем угадывается печаль, нечто смутное, недосказанное.

Запоминается необычной для такого рода изображений одухотворенностью «Портрет Великого Князя Александра Павловича в юношестве», приписываемый кругу В.Л. Боровиковского. С наслаждением кисть художника передает юношеский румянец на щеках, мягкий рисунок ярких, припухлых губ, рассеянный женственно-мечтательный взгляд.

Выделяется «Портрет Павла I», созданный большим мастером С.С. Щукиным, в котором художник, наряду с чертами парадности, сумел правдиво передать сложный характер императора. Это произведение пользовалось большой популярностью, с него делали многочисленные копии.

«Портрет неизвестной в синем платье» кисти Г.И. Яковлева портрет-картина: непосредственно с портретным изображением слит пейзаж, который создает необычную атмосферу. Автор большое внимание уделяет передаче великолепия обстановки, с удивительным мастерством передавая разнообразие фактур предметного мира.

Художественная культура России первых десятилетий XIX в. формировалась в период общественного подъема, вызванного Великой Отечественной войной 1812 г. и восстанием декабристов. Демократическое искусство развивалось в определенном конфликте с искусством академическим. Художники-академисты предпочитали круг исторических, мифологических , библейских тем и сюжетов; как например выдающийся мастер Ф.А. Бруни, работа «Милосердие» которого находится в коллекции музея, академическое направление представляет картина академика И.И. Реймерса «Умирающая».

Сложными и многообразными путями развивалось пейзажная живопись I половины XIX в. Достаточно большую роль играли традиции так называемого «видового» пейзажа. Это направление, получившее, с одной стороны, черты романтической приподнятости, а с другой, — определенной правдивости изображения, нашло свое продолжение в академическом пейзаже — пример пейзаж А.Г. Горавского.

В 60-е годы XIX в. передовые художники встали на путь прочной связи искусства с жизнью и своей прямой задачей ставили воспроизведение событий окружающей действительности.

Музею принадлежит работа одного из таких художников Л.И. Соломаткина «Бродячие актеры», обличающая уродливые, а порой смешные стороны российского быта, где присутствуют черты гротеска и сатиры.

К 60-м гг. относятся произведения и очень разных пейзажистов — Н.Г. Чернецова, А.И. Мещерского, И.К. Айвазовского, А.И. Боголюбова.

Пейзажи А.И. Мещерского можно назвать романтическими, крупнейший маринист XIX в. И.К. Айвазовский выступает в русском искусстве создателем первого цикла картин, посвященных природе Закавказья, его картина «Вид города Тифлиса» передает своеобразный характер южного города в окружении романтически яркой природы, в коллекции есть и маринистический пейзаж художника «Вид Судакской бухты».

В коллекции находится шесть работ выдающегося пейзажиста, мариниста и баталиста А.Н. Боголюбова. Очень красив по колориту его большой законченный пейзаж «Лунный вечер в Константинополе».

Во второй половине XIX в. демократическое искусство вступает в открытую борьбу с официальным искусством Академии. В 1870 г. художники-демократы объединяются в Товарищество передвижных художественных выставок в различных городах России (ТПХВ).

Собрание произведений членов ТПХВ в музее внушительно: 33 художника — 67 произведений. Среди них учредители товарищества академики живописи: М.П. Клодт, А.И. Корзухин, К.Е. Маковский, А.П. Литовченко, представлены произведения А.М. Васнецова, А.И. Куинджи, И.И. Левитана, В.Д. Поленова, Н.В. Неврева, К.П. Пынеева, М.К. Пимоненко и др.

Коллекция рубежа столетий XIX и XX вв. достаточно скромна. В ней преимущественно представлены художники традиционных направлений.

Бытовой жанр представлен произведениями В.Е. Маковского «Две матери» и Н.П. Богданова — Бельского «За книжкой», своеобразно отражены исторические мотивы в полотнах передвижника Н.В. Неврева «Петр I перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым» и экспонента выставок ТПХВ, ученика И.Е. Репина А.Ф. Максимова «Сторожевой пост на границе русского государства XVIII в.»

Наиболее значительно в коллекции музея представлен пейзаж начала XX в. Это одна из интереснейших страниц изобразительного искусства данного периода. Используя завоевание пленэрной живописи, художники достигают совершенства в передаче света, воздуха, сложного взаимодействия цветовых рефлексов.

В коллекции представлены работы П.А. Брюллова, К.К. Бялыницкого — Бируля, К.А. Коровина, Л.В. Туржанского, М.С. Сарьяна. К лучшим произведениям рубежа веков, несомненно, относятся работы М.С. Сарьяна «Чары солнца. Сказка» (1905) и «Сурб Саркис» (1912), а также акварель Александра Бенуа «Церковь в Компьене», выполненную с подлинным артистизмом.

В целом коллекция русского отдела музея дает достаточно общее представление о сложных путях развития русского искусства второй половины XVIII — начала XX веков.

Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений