СМИ О МУЗЕЕ

Русские казаки из Турции. КП-Северный Кавказ. 12 июля 2016 г.


Анна ИВЕРШИНЬ                                                       ССЫЛКА НА ИСТОЧНИК

Русские казаки из Турции

Некрасовские казаки перебрались на Ставрополье более 50 лет назадНекрасовские казаки перебрались на Ставрополье более 50 лет назадФото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Проведя 250 лет на чужбине, они вновь обрели Родину на Ставрополье [фото]

Удивительные люди сохранили уникальную культуру почти неизменной - в том виде, какой была она еще в 18 веке, когда они приняли непростое решение покинуть отечество. Тогда казаки-некрасовцы не знали на сколько уходят и смогут ли вернуться. И только четверть тысячелетия спустя, их потомки ступили на родную землю.

«ПРИ ЦАРЯХ В РОССИЮ НЕ ВОЗВРАЩАТЬСЯ»

Во время Северной войны повинности крестьян увеличились, поэтому часть из них бежала на Дон. Но в 1707 году Петр I издал указ о сыске беглых. В итоге часть крестьян удалось вернуть, а часть из них примкнула к атаману КондратиюБулавину, готовому отвоевывать свободу. Когда в 1708 году атаман был убит, руководство перешло к Игнату Некрасову.

После жестокого подавления Булавинского восстания, атаман Некрасов принял решение увести казаков за границу - на Кубань, относившуюся тогда к Крымскому ханству. Здесь они получили довольно широкие привилегии. В тридцатые годы императрица Анна Иоановна несколько раз предлагала непокорным вернуться домой, но не добившись результата, отправила за нимидонского атамана. Не в силах противостоять русским войскам, некрасовцы ушли из крымских земель в турецкие владения. Сначала они расселись наДунае, а позже значительная часть осела на озере Майнос.

Казаки жили здесь по «Заветам Игната» - 170 строгим законам, позволившим сохранить русскую культуру и обычаи на чужбине. Вступать в брак с турками и иноверцами не разрешалось. Все должны были держаться истинно-православной веры (старообрядчества). Казаки обязаны были трудиться, а треть заработка отдавать в общую казну. Старших требовалось уважать, помогать друг другу, чтобы в станице не было бедных. А в русских на войне стрелять запрещалось. Благодаря такой закрытости и соблюдению свода правил, некрасовцам удалось сохранить культуру в том виде, какой была она на Русиначала 18 века.

Первая волна переселенцев вернулась в Россию в 1911 году, несмотря на завет Игната Некрасова «Царизму не покоряться. При царях в Россию не возвращаться». А в сентябре 1962 года из Турции отплыл теплоход, на борту которого были 999 человек во главе с атаманом Василием Саничевым. В пути родился тысячный переселенец - Семен Бабаев.

Из Новороссийска все 215 семей отправили поездом в Прикумск. Оттуда на машинах их отвезли в поселок Новокумский и Кумскую Долину, поделив так же, как они жили в Турции - по приходам.

Казаки-некрасовцы сотни лет сохраняли культуру Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Казаки-некрасовцы сотни лет сохраняли культуруФото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

СОХРАНЯЯ ИСТОРИЮ

Так некрасовские казаки вновь обрели родину на Ставрополье. Здесь они стали работать в винодельческих совхозах, воспитывать детей и налаживать быт. Для их приема было построено общежитие, где каждой семье отводилось по комнате. Правительство дало ссуду и на соседней улице заложили домики, а основную часть средств в строительство вкладывали уже хозяйства.

Сейчас в здании бывшего общежития расположен Новокумский филиал Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, где бережно хранятся предметы быта казаков-некрасовцев. Большинство экспонатов передали в дар музею местные жители .

Вот обычная комната, где над топчаном для взрослых подвешена детская колыбель из мешковины, а вот и красный угол - с иконами, свечами и занавесками.

В музее хранятся вещи, переданные местными жителями Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

В музее хранятся вещи, переданные местными жителямиФото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Обеденный стол накрыт нарядной скатертью, а на ней ждет домочадцев и гостей самовар.

- За стол сажали только проверенных людей, которые пользовались доверием. А вообще гостей принимали под навесом, там была завалинка, - рассказывает директор музея Зоя Белая.

Ходить здесь, разглядывать экспозиции и знакомиться с историей игнат-казаков можно бесконечно долго.

- Костюмы аутентичные или сшиты специально для музея? - интересуюсь, разглядывая яркие наряды.

Костюмы расшивались вручную Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Костюмы расшивались вручнуюФото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

- Рубаха сшитая, но она с традиционным некрасовским рисунком, а портки - настоящие, подаренные нашему музею, - объясняет экскурсовод. - Портки красного цвета носили молодые казаки, а мужчины среднего возраста надевали уже синие, пожилым же предназначались белые.

Они шили себе наряды, поскольку любили красиво одеваться. Вручную стегали одежду, пришивали разные тесемки, плели украшения из бисера и шили кукол, полностью повторяя казацкий костюм.

- Платки носили все казачки, - уточняет сопровождающая, когда подходим к разложенным на стуле головным уборам. - Когда девушка выходила замуж и становилась женщиной, она покрывала голову уже сложным платком из четырех частей: это каук, шлычка, связка и уруминский платок. Обязательно прикрывался подбородок, сверху были украшения из бисера в виде рыбок-таранок и курятников - птиц, а поверх обязательно прикалывались живые цветы.

Один из залов специально отведен для религиозных экспонатов. Облачение священников сюда передали их семьи. Под стеклами витрин хранятся иконы, кадила и прочая утварь. Что из этого привезено с Майноса, а что нажито уже здесь, трудно сказать. Из Турции было сложно что-то забрать, поскольку то, что принадлежало храму, не выпустила таможня. Кое-что люди сумели провезти в своих чемоданах, а собранные в сундуки святыни из церквей пришлось оставить.

Отдельное место в музее отведено роли и жизни атамана Василия Саничева, который привел некрасовцев на Ставрополье. Здесь есть семейные фотографии, его переплетный станок и другие предметы. Но над этой экспозицией еще будут работать.

Удивительно, что помимо костюмов, домашней утвари, языка допетровской эпохи и веры, проведшие сотни лет в чужих землях казаки сберегли и культурное наследие.

- Их фольклор отличен от русского вообще, поскольку в нем заложены древнерусские традиции, совершенно ушедшие в какой-то период из наших, размытые здесь, - говорит Зоя Белая о выводах фольклористов. - Но некрасовцы унесли их с собой и сумели сохранить.

Уникальная культура некрасовцев не имеет аналогов в мире. Эти люди не только не растворились в чужой среде, но и смогли защитить свою самобытность.

ВОССОЗДАВАЯ БЫТ

Несколько лет назад по соседству с музеем построили этнодеревню, чтобы и туристов привлечь, и наглядно представить как жили эти люди и как вели хозяйство за пределами России.

Казачьи хаты обнесены плетнем, за которым устроены подворья, воссоздающие быт некрасовцев. Издалека слышатся песни и детский гомон.

Детям нравится не только наряжаться в традиционные костюмы, но и петь песни Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Детям нравится не только наряжаться в традиционные костюмы, но и петь песниФото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Под навесом, скрестив ноги по-турецки, на половике сидят дети. Они перебрасывают друг другу мяч и играют то ли в слова, то ли в «съедобное-несъедобное». Утомившись на одном месте, вскакивают и принимаются за подвижную «крякалку», немного напоминающую салки.

В одной из хат рукодельницы плетут из бисера. Окошко в комнате небольшое, дневного света не хватает и приходится зажигать керосиновую лампу. Пока новые украшения приобретают форму в руках хозяйки, рядом лежат уже готовые рыбки и птицы. А в углу ждет своего часа застоявшаяся прялка.

С коромыслом наперевес некрасовка торопится от колодца хлопотать по хозяйству. А на гальке стоит лодка - вскоре хозяин отправится на ней на рыбный промысел. В хате на другом конце деревни казачки ладно поют протяжные песни.

ВСПОМИНАЯ БЫЛОЕ

Среди певуний в пестрых нарядах есть и молодые женщины, и те, кто больше пятидесяти лет назад прибыл на Ставрополье. Сейчас они живут в обычных домах и пользуются всеми благами цивилизации, а на подворье приходят, чтобы рассказывать туристам о том, как жили русские казаки в Турции и как оказались здесь.

В Россию кто-то прибыл совсем маленьким, а кто-то уже в сознательном возрасте Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

В Россию кто-то прибыл совсем маленьким, а кто-то уже в сознательном возрастеФото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

- Мне 18-ый год уже пошел, замуж вышла и как раз мы сюда приехали, - вспоминает Анастасия Пушечкина, которую все зовут Аксиньей.

- Понимали куда вас везут? Чего ожидали?

- Родители говорили: «Поедем в Россию. Россия - наша». А знаете, еще ж до этого наши уходили. Вот мамины дяди - они до этого были в Краснодарском крае и вГрузии.

- Весточки какие-то от них получали, что-то узнавали о жизни в России?

- Нет, они уходили сначала сами, а потом приехали за семьей - забрали, и на этом все кончилось. Закрыли переселение, - ее речь звучит по-особенному: сильное «яканье», подмена гласных и иногда непонятные слова.

- Батюшка был - отец Трифон, а у него брат старший - атаман, вот он в Грозномжил и брату писал, что тут церкви нету, - добавляет Елена Гулина, приехавшая в Россию 12-летней девочкой. - Он в первое переселение ушел с женой.

- Вот вам сказали, что церкви нет - не боязно было уходить?

- Говорили нам много чего, однако, наши не верили, - снова подключается к разговору Аксинья. - Раз мы поклались в Россию, так туда и пойдем. Из Америкибатюшка приезжал, наш российский человек, в церковь нас собрал, тоже говорил, что не ходите - нет там церквей, верить не разрешают. А наши сказали, надо домой идти, к своему языку, наша это родина, потому хоть голые, но пойдем в Россию.

- Мы своей общиной шли, думали все и сразу будет, - Елена Кондратьевна потирает сложенные руки. - Мы без церкви и одного дня не жили. Сначала было помещение, где воду святили, службы совершали, а церковь потихоньку строили.

- Вы уже достаточно взрослые были, родились в Турции, выросли там, хоть и в общине, но все равно вокруг была другая культура - как образование получали?

- В турецкой школе учились, - Варвара Горина сидит на кровати в обычном ситцевом платье и косынке. Ей было 24, когда некрасовцы уходили с Майноса. - Турецкий язык учили. Даже в школе не разрешали по-русски разговаривать, только дома могли, так и хранили свой язык.

Перестраиваться на новый лад казачкам пришлось быстро Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Перестраиваться на новый лад казачкам пришлось быстроФото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

- Я пять классов в турецкой школе закончила. Тут сразу в первый класс пошла: за год с первого по четвертый классы закончила, а потом в пятый-шестой и седьмой-восьмой по году ходила, - Елена Гулина окончила вечернюю школу. - Днем работала, а с 6 до 10 вечера училась.

- А я и один день в школу в России не ходила, - сожалеет Аксинья, - чтобы по-русскому научиться.

- То есть вы только говорили, а читать и писать не могли?

- Да. Муж не пустил в школу, а сам ходил.

- А сейчас можете читать по-русски?

- Да прям... Знаешь как долго стоять, чтоб буквы сложить? И то, какую турецкую туда всуну, какую русскую.

- А я дом переписывала, приехали измерять БТИ и попросили расписаться, так я им расписалась: половину по-русски, половину - по-турецки, - с изрядной долей самоиронии произносит Варвара Михайловна. - Они молодые ребята, хохочут: «Бабушка, а что это такое?», - спрашивают. Отвечаю: «Расписалась, вот и езжайте, детушки, езжайте!».

НА НОВОМ МЕСТЕ

Пока жили в Турции, казаки обрабатывали свои земли, держали хозяйство, промышляли рыболовством - тем и жили. Выращивали пшеницу, семечки, кукурузу, горох, тыкву, арбузы, дыни, помидоры. Были свои молоко и мясо, даже крахмал сами делали. Покупали только сахар, масло и керосин. Говорят, притеснений никаких не было, но к тому моменту уже почти все сроднились: за турка никто замуж не выходил и турчанку в жены никто не брал. А кровь должна была обновляться.

Некоторые казаки стали уходить в Стамбул, жениться на гречанках, венчаться по-христианским обычаям. Но, поскольку языков друг друга не знали, приходилось общаться между собой и с детьми на турецком, утрачивая язык и обычаи.

- А когда перебрались, сильно пришлось уклад жизни поменять? - пытаюсь понять масштабы.

- Очень. Старики не выдержали, прям все стали умирать. Там свое хозяйство было, пахали, сеяли, а тут ничего нет - все колхозное, - разводит руками старушка. - Весна, осень и лето - для работы. В зиму дома матеря были, а отцы уходили на море. Тут же надо было идти на работу и в снег, и в дождь.

- Вы разговариваете иначе, чем здесь. Не дразнили местные?

- Это наш язык, сколько мы его хранили и понимаем, а тут дразнили, конечно. Первое время так тут и вовсе цыганами звали - прямо школьники бегут за нами и дразнят, мы ж по-первах ходили в такой одежде еще.

- А своих детей воспитывали так, как привыкли там? Или все же с оглядкой на то, что происходило вокруг?

- Уже по-современному воспитывали мы их, в детсад отдали. Там в семье много было людей: какая на реку за водой пошла, какая коров погнала, какая подметает, а тут ты была одна.

- Вот так мы жизнь и прожили, - подытоживает Елена Кондратьевна. - Вот хорошо, что деревню построили, нас тут собрали, а то где б мы собирались?

Попав из застывшего 18 века в 20-ый, некрасовцы все же сохранили часть своих традиций. Неизменными остались похоронные обряды и венчальные. Свадьбы же теперь играют так же, как и везде. На большие религиозные праздники здесь собираются совместные обеды, съезжаются дети из городов. Но в своей повседневности потомки казаков уже не придерживаются прежних правил.

Более 250 лет некрасовцы берегли свою самобытность, оказавшись в чуждой среде. Теперь они вернулись домой и сохраняют традиции только как память, но не как уклад жизни.

Современные дети всегда с гаджетами Фото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Современные дети всегда с гаджетамиФото: Дмитрий АХМАДУЛЛИН

Фоторепортаж смотрите по ссылке.

Еще больше материалов по теме: «ОБЩЕСТВО СЕВЕРНОГО КАВКАЗА»

| Авторизация | Карта сайта