ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО (СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД)


Художники ДПИ создают реальные вещи определенным образом преобразующие среду, которая нас окружает. Эти произведения – вещи постоянно воздействуют на нас: и тогда, когда мы расположены к созерцанию прекрасного, и в те моменты, когда не думаем об этом.

При этом следует отметить, что если в других видах художественного творчества рождение произведения зависит в основном от индивидуальных возможностей самого творца, то в области предметного творчества чаще всего речь идет о комплексном, коллективном методе воплощения художественного замысла.

Музей, имеет очень разнообразную по источникам поступления, техникам и материалам коллекцию, ДПИ насчитывающую более 1000 предметов, начиная от античных, заканчивая предметами современных народных художественных промыслов России и Ставрополья.

В ней можно увидеть фарфор заводов Кузнецовых, Поповых, Гарднера, Миклашевского, Синягина, Куриновых, императорских фарфоровых и стекольных заводов, можно отыскать английский фаянс с печатным рисунком, французский фарфор, немецкий фарфор Мейсенской мануфактуры, японский и китайский фарфор т.д. Сегодня все эти предметы вызывают восторг и восхищение.

Более 800 предметов современного ДПИ нашего музея знакомят с авторскими работами художников Москвы, Петербурга, Воронежа, Вологды, Конаково, Нижнего Тагила, которые были переданы с республиканских выставок музейно-выставочным центром РосИЗО в основном в 70-е годы прошлого века. Через центр уже в последние годы нам удалось скомплектовать небольшую коллекцию авторских изделий, представляющих традиционные художественные промыслы России, а также получить произведения авторов бывших республик СССР.

Особый интерес, естественным образом, для нас представляет коллекция мастеров прикладного искусства Ставропольского края.

1960-70-е годы – время развития ДПИ  крае.

Членами Ставропольского отделения Союза художников РСФСР становятся мастера ковроделия и декоративной керамики, дизайнеры. Их произведения экспонируются не только на краевых, республиканских, всесоюзных художественных выставках, но и на показах достижений советского искусства за рубежом. Долгое время на ковровой фабрике в г. Пятигорске проработал Савельев Александр Михайлович (1927 г.р.), произведения которого многократно демонстрировались на выставках, в том числе и за рубежом.

Ковер этого опытного мастера ручного ткачества «Песня гор» (1965 г., шерсть, ворсовая техника) в течение 1966 г. экспонировался на международной выставке в Лондоне и на выставке советского декоративно-прикладного искусства в г. Дели, г. Калькутте, г. Бомбее.

В фондах музея представлены работы автора гобелены «Легенда», «Земля. Сверстники». В эти же годы заявляет о себе и другой мастер ковроткачества из г. Пятигорска Нина Андреевна Адаменко (1940 г.р.), чьи гобелены «Ставропольские частушки» и «Урожай» были приобретены для музея с традиционных зональных выставок этого периода.

К началу 80-х годов смело заявляет о себе художник Михаил Иванович Крепкий (1946 г.р.), чьи работы «Пастушок» в технике батик и гобелен «Земля» созданные в 1980 г., и до сих пор являются в нашей коллекции одними из лучших.

В эти же годы на Ставрополье появляются авторы, изделия которых получают высокую оценку выставкомов и зрителей – керамисты Г.М. Скалина (г. Кисловодск), Л.И. Любчик (г. Пятигорск), мастера по фарфору из г. Кисловодска А.Д. Сащиков, Ю.Б. Маркуль, художник по текстилю З.В. Козловская (г. Невинномысск).  Благодаря регулярно проводимым зональным выставкам, в фондах музея находятся работы этих авторов.

Предметом особой гордости для нас является небольшая коллекция керамики Галины Матвеевны Скалиной (1926-1982 гг.). Оригинальным творческим мышлением, хорошо развитым чувством материала, высоким профессиональным мастерством обладала эта художница, постоянная участница выставок с 1964 г. большой вкус, простота и выразительность формы отличают ее многочисленные наборы посуды, керамические вазы, декоративные блюда и мелкую пластику, в которой она работала в традициях народного искусства.

Следует отметить, что в городах КМВ, в частности в г. Кисловодске, по-прежнему, традиционно художники работают на фарфоровых производствах, где они еще существуют.

Интересен для истории прикладного искусства и художник из г. Кисловодска В.Ф. Телесницкий, который был известен как медальер. Показ его работ всегда вызывает живой интерес.

Представлены в коллекции работы А.А. Сухорукова (1923-2004)художника монументально-декоративного искусства, участника Великой Отечественной войны, окончившего в 1953 г. монументально-декоративный факультет Института прикладного и декоративного искусства в г. Львове, владеющего самыми разными техниками и материалами.

Около десятка панно, выполненных в технике батик, созданные в 80-е годы З.В. Козловской (1947 г.р.), хранятся в фондах музея.

Известная долгое время как художница по текстилю, Зоя Владимировна освоила за эти годы гончарное мастерство, используя местную красную глину, в 90-е годы эмальерное искусство. Именно как эмальер она неоднократно принимала  участие во Всероссийских фестивалях дизайна в   г. Железноводске.

С 1992 г. в музее была сформирована коллекция художественной эмали, насчитывающая сегодня около 60 работ авторов из г. Москвы, Ульяновска, Ярославля, Ставрополья. Приобретение современных произведений художников-эмальеров, которые представляют несомненный интерес и заставляют более пристально заглянуть в историю возникновения эмальерного искусства, сопоставив ее с нынешним своеобразным всплеском интереса профессиональных художников к древним традициям высочайшего ремесла, явилось результатом планомерной работы с художниками Ставрополья, начавших осваивать это непростое искусство.

Появление в крае в 1990 г. семьи заслуженного художника России Николая Михайловича Вдовкина и его жены Валентины Гелиевны, занимающихся эмальерным искусством, стало заметным явлением в художественной жизни края. Организовав на базе своей мастерской симпозиум художников-эмальеров в 1992 г. в Минераловодском районе, группа художников, прибывшая из зарубежных стран, г. Москвы, др. российских городов организовали в г. Пятигорске I-ю художественную выставку эмальерного искусства на Ставрополье, с которой и были закуплены первые произведения музейной коллекции.

Таким образом, сегодня в нашей коллекции эмали московских художников – В.А. Орлова (1932-1993 гг.), В.Н. Гущенко (1932 г.р.), Г.Г. Дервиза (1930 г.р.), Ю.И. Дупакова (1945 г.р.), и, конечно же, ставропольчан, каковыми сегодня являются Н.М. и В.Г. Вдовкины и две их дочери, художников из городов КМВ – В.К. и Т.М. Сиповичей, А.И. Курунчука, А.В. Ющенко, С.Д. Маценко, Л.И. Клочко из г. Ставрополя.

За вклад в развитие изобразительного искусства Н.М. Вдовкину было присвоено звание заслуженного художника России, он является членом – корреспондентом Российской Академии Художеств, занимается преподавательской деятельностью.

 

 

| Авторизация | Карта сайта