Художественная культура Древней Греции в музейных предметах


Художественная культура Древней Греции в музейных предметах

Слепки с древнегреческих скульптурных оригиналов, а также изделия из керамики и стекла, найденные при раскопках античных городов Северного Причерноморья, переданы в музей на постоянное хранение в 1964 году из фондов Государственного Эрмитажа.

Женская голова (кора) и надгробный рельеф относятся к самому раннему периоду античного искусства (VII-VI вв. до н.э.) – архаике.

Тип архаического скульптурного изображения складывался под влиянием египетского искусства. Поэтому образы фронтальны и статичны.

В рельефе греческий скульптор заимствует композиционное построение восточной пластики, общее в деталях, трактовку одежды и причёски, но использует эти приёмы для чисто греческих образов. Явно видны поиски гармоничной пропорциональности фигур, особенное внимание к передаче анатомического строения. Здесь же средствами рельефа воспроизводится одна из многочисленных форм «греческих ваз», разработанных древними эллинами.
В изображении коры так называемая «архаическая улыбка», возникавшая помимо воли художника и характерные «навыкат» или «раскосые» глаза, результат первой стадии освоения объема в скульптуре «осязательным» методом – предвестие ракурса в произведениях развитого классического стиля.

В течение V века до н.э., эпохи классики, в греческой пластике был завершен переход от искусства архаики к реалистическим произведениям. Греческое искусство освобождается от сковывающей его архаической формы, идёт дальше своим путём передачи окружающего мира.
В центре внимания греческого искусства и литературы становится человек, совершенный гражданин полиса. Это наблюдается в произведениях скульптуры и живописи, творчестве великих греческих трагиков из Афин Софокла, Еврипида и Эсхила.

Скульптурный портрет Эсхила (525-456 гг. до н.э.) – образец достижений аттической школы пластики. Правдивость передачи облика (подчеркнут возраст, характерные черты лица) сочетается здесь с умением воплотить внутреннее состояние человека; напряженность и глубину мысли. Следует отметить, что художники V века ещё не ставили перед собой задачу создания психологического портрета.

Голова юноши IV в. до н.э. воплощает отвлечённый идеал, сложившийся у эллинов, идею соразмерности, гармонии, подсказанную им самой природой. Однако, несмотря на идеализацию, скульптор старается передать портретное сходство с конкретным лицом.
Неизменно в центре внимания древних эллинов божества, как высшие, так и низшие.
В период классики божества человечны, но лишены обыденности. Величественно-спокойные и торжественно-монументальные, они являются воплощением греческих принципов реализма с его идеально-прекрасными образами обожествлённых людей и очеловеченных богов.
Таков в музейном собрании Гермес, олицетворяющий богатство и силу государства.

| Авторизация | Карта сайта