Из коллекции Алафузовых (залы 4-5)


Из коллекции Алафузовых (залы 4-5)


В «золотой фонд» музея входит часть бывшего художественного собрания купцов греческого происхождения Алафузовых, проживавших в губернском Ставрополе XIX века. Сейчас имя главы семьи Ивана Антоновича Алафузова значится в числе первых на пилонах почётных граждан города. Почётным гражданином города он стал ещё при жизни за значительный вклад в развитие и благоустройство.

Основатель Алафузовского рода, уроженец Архипелагского острова Санторино обосновался в Ставрополе в 1827 году, приехав сюда «без письменного вида по случаю возмущения греков против турецкого правительства», как было сказано в «Ведомости иностранца, принявшего Присягу подданства российскому престолу».

Второй из пяти сыновей Алафузова – Николай увлекался коллекционированием художественных произведений. Путешествуя по России и Европе, делал ценные приобретения. Часть сформированного таким образом собрания была размещена в одном из домов Алафузовых, у старшего брата – Ивана. Здание построено в 1880 году на улице Воронцовской (ныне пр. Октябрьской революции, 21).

По словам известного историка и краеведа Г.Н. Прозрителева: «В доме Алафузовых была устроена прекрасная художественная галерея, где демонстрировались полотна известных мастеров России и Европы…»

Примечательно, что художественная галерея Алафузовых была доступна для обозрения не только узкому кругу лиц. В особо торжественных случаях её посещали учащиеся гимназий и училищ, общественность города.

В 1899 году в здании бывшего дома командующего войсками кавказской линии открылась выставка Общества содействия воспитания и защиты детей, на которой была показана алафузовская коллекция. Её могли видеть практически все жители губернского центра.
До нас дошла небольшая часть некогда богатой коллекции, собранной с пониманием гармонии и художественным вкусом, идущими от греческих корней.

Непосредственное обращение к греческой культуре, её истокам определило выбор Алафузовых в отношении мраморного бюста Аполлона Бельведерского, работы неизвестного итальянского скульптора XVIII века. В нём точно копируется часть прославленной римской мраморной статуи II века н.э., которая является репликой бронзового греческого оригинала периода поздней классики, выполненного древнегреческим скульптором Леохаром (ок. 330-320 гг. до. н.э.).
Не могло не заинтересовать Алафузовых и полотно Г.И. Семирадского (1843-1902) с изображением древнегреческого философа Сократа (ок. 470-399 гг. до н.э.). Картины из античной жизни академика Семирадского пользовались шумной известностью в Европе.
Увлечённый этой темой, художник опирался на тщательно изученный исторический материал, хорошо был знаком  с античными памятниками. Поэтому реконструкции сцен из античности на его полотнах так убедительны.

О греческой мифологии напоминала Алафузовым живописная работа О.А. Гофмана (1851-1912) «Диана». Выпускник Дюссельдорфской Академии художеств, участвовавший в выставках в Петербурге с 1884 года, удостоенный звания «Почётный вольный общник» Петербургской Академии художеств часто обращался к мифологическим сюжетам.

Религиозные чувства коллекционеров, интерес к истории европейской живописи выразились в приобретении ими копий с произведений выдающихся мастеров: итальянцев – Рафаэля Санти (1483-1520), одного из титанов Высокого Возрождения, и Гвидо Рени (1575-1642), представителя болонской школы; испанца Эстебана Мурильо (1618-1682), президента Академии художеств в Севилье (1660).

Большой интерес проявляли Алафузовы к творчеству современных русских художников. Русская художественная школа второй половины XIX – начала ХХ века представлена в их коллекции произведениями Ю.Я. Лемана, А.И. Мещерского, Ю.Ю. Клевера, А.Н. Шильдера. Украшением коллекции стали пейзажи выдающегося мариниста И.К. Айвазовского и Л.Ф. Лагорио, бравшего у него первые уроки, который впоследствии внёс заметный вклад в развитие русского реалистического пейзажа.

| Авторизация | Карта сайта