Изделия ремесленно-художественных производств античного мира


Изделия ремесленно-художественных производств античного мира. Коропластика, керамика

Небольшое количество представленных археологических памятников охватывает огромный период развития античной культуры с VI века до н.э. до III в. н.э. Музейные предметы являются образцами изделий ремесленно-художественных производств Северного Причерноморья, в первую очередь, керамических. Это не только посуда, в том числе расписная, тара для хранения и перевозки жидких и сыпучих продуктов, светильники, предметы культа, но и коропластика (греч. koreplastike от kore – «девушка» и plastike - «лепка») – особый вид изделий, широко распространённый в Северном Причерноморье с VI века до н.э. до конца античной эпохи.

Терракотовые статуэтки были культовыми, изображали божества и служили обетным даром, приносимым в святилище. Позже стали нести только эстетическую функцию. При создании коропластики мастера следовали высоким жанрам мемориальных и культовых статуй из бронзы и мрамора, поэтому, несмотря на размеры, изделия выглядят монументально, сродни храмовым, выполнены в  традициях классики. Вместе с тем, позы фигур естественны, жесты свободны, раскованны.

Образцы керамической посуды демонстрируют эволюцию к последовательному преображению утилитарности в эстетическую, а затем и художественную ценность, которая проходила в согласии с мироощущением эллинов.

Из огромного количества разработанных форм – самый известный и распространённый сосуд – двуручная амфора для хранения масла, вина, зерна. Остродонные амфоры служили для транспортировки жидкостей (заострённое основание позволяло закапывать их в песок, чтобы они не нагревались под солнцем), амфоры на ножке подавали прямо на пиршественный стол.
Разные типы амфор представлены памятниками VI-V веков до н.э., как и образцы разновидности амфор с расширяющимся книзу туловом – пелик (IV-III вв. до н.э.).

Остроумную конструкцию имеет сосуд для разливания вина за столом – ойнохоя (в собрании музея ойнохоя чернолаковая аттического производства IV века до н.э.). Этот сосуд снабжён длинной ручкой и горловиной  с тремя стоками, что позволяло, наклоняя его в разные стороны, быстро заполнять вином сразу несколько чаш. Не совсем обычный, но бытовой по назначению предмет отличается совершенством стиля и технологии.

Вино за столом разливали в чаши – килики и кубки с ручками – канфары. Музейные примеры подобных изделий чернолаковые, несмотря на частичную сохранность также демонстрируют особое отношение к ремеслу, не разделяющему полезность и художественность.

Прослеживается это отношение и в аттических лекифах IV века до н.э., в изяществе их формы и отделке. Данного типа сосуды с узким длинным горлом и высокой ручкой использовали для масла, а также в погребальных обрядах.

Уникальным в истории остаётся искусство античной вазописи. В нём прослеживаются те же тенденции развития, что и в архитектуре, скульптуре, декоративных рельефах.

Самый ранний образец вазописи, представленный в собрании музея, – родосско-ионийское блюдо (вторая половина VI в. до н.э.), геометрического стиля, расписано с использованием мотива орнамента – меандр, прочно державшегося во все времена античного искусства. Роспись композиционно подчеркивает конструктивные членения предмета.

Примером следующего, чернофигурного стиля, является роспись амфоры «Дионис и менады» (V в. до н.э.), где одни части фигур показаны в фас, другие в профиль, аналогично тому, как это делалось в египетском искусстве.

Роспись осуществлялась специальным составом, основным компонентом которого была тёмная глина и, вероятно, древесная зола. После обжига этот состав давал матово-чёрный блеск, отчего и был назван «чёрным лаком».

В IV веке до н.э. чернофигурный стиль постепенно вытеснился краснофигурным. Фон закрашивался чёрным «лаком», фигуры – резерв красной глины. Вместо амфор мастера обращались к пеликам и достигали нередко совершенного сочетания формы и декора сосуда.
В экспозиции образец краснофигурной вазописи – пелика (вторая половина IV в. до н.э.) с изображением Эрота на коне и Ники. Эрот – победитель, символ всепобеждающей любви, и обращённая к нему Ника, символизирующая забвение, победу над временем, приобщение героев к вечности, бессмертию, указывают на любовный сюжет, утверждают торжество добродетели.

 

 

 

| Авторизация | Карта сайта