Секлюцкий Владимир Вячеславович (1907-1990)


Секлюцкий, Владимир Вячеславович (24.07.1907, Астрахань – 19.06.1990, Кисловодск) — художник, основатель и бессменный директор музея Н.А. Ярошенко в Кисловодске.

 

ПЕВЕЦ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧНОСТИ


Творческий процесс - это излучаемая духовная энергия, это путь к гармонии, к добру. Художник отдает всего себя, всю свою жизнь людям. Сегодня мы будем говорить об одном из них, о художнике-воине и гражданине, о Владимире Вячеславовиче Секлюцком. Он был первым председателем Астраханской организации художников, которая в этом году отмечает свой 70-летний юбилей.


Секлюцкий родился в Астрахани в семье рабочего-судостроителя. В ранней юности плавал кочегаром по Волге. Мечтал учиться живописи. В 1923 г. познакомился с П.А. Власовым в его доме. Павел Алексеевич принял юношу приветливо, спросил: “Ну, что ты умеешь делать?” Мальчик ответил: “Хочу учиться”.


Так Владимир Вячеславович стал учеником художественного училища. В 1929 г. он окончил его и поступил в Петроградскую академию художеств, но из-за болезни вынужден был вернуться в Астрахань.


Глубокая привязанность к родному краю запечатлена во многих его произведениях (“У причалов Астрахани”, 1930, “Селение Камызяк”, 1960, “В низовьях Волги”, 1969 и другие). В 60-80-е годы багаж художника пополнился пейзажами морскими и горными. Палитра художника обретает красочность и завершенность, в то же время манера остается классической и простой. Этим Владимир Вячеславович обязан своему первому учителю Павлу Власову, который был и любимым учителем Бориса Кустодиева.


В Астрахани Секлюцкий очутился в атмосфере творческого коллектива. Это были художники Федор Щукин, Алексей Токарев, Петр Гранильщиков, Сергей Масленников, Николай Протасов и др. Здесь он нашел творческую среду, которая продолжала питать его как художника.
Организация в то время называлась АХРО (Ассоциация художников революционной России), и в 1930 году Секлюцкий стал председателем АХРО. В этом же году впервые открылась большая выставка произведений астраханских художников.


В 1932 г. АХРО реорганизовалась в Астраханский союз художников. Мастерских в то время не было, а пристанищем для Союза был Дом инженерно-технических работников. Ныне там музей боевой славы. Позже Союзу художниов предоставили помещение напротив кинотеатра “Комсомолец”. (Ныне – мастерские художественного фонда). Художники принимали заказы и выполняли их, ездили на агитпароходах до Горького и обратно, на Каспийское море к рыбакам.
Сергей Сахаров, Сергей Масленников, Андрей Галкин и другие охотно знакомили зрителей со своими новыми работами. Каждый месяц проходили отчетные выставки в драмтеатре им. С.М. Кирова. Кипела настоящая творческая жизнь. В Астрахань приезжали выдающиеся искусствоведы, художники, профессора Варшавский, Герасимов, художник Павлов со своей выставкой картин.


Творчество, мирная жизнь были прерваны войной. И Владимир Секлюцкий пошел защищать Родину. Воинская часть Секлюцкого входила в 136-ю пехотную бригаду. Боевой путь начался с Северного Кавказа. К Сталинграду шли 36 суток (только ночью) в самых тяжелых условиях, маршем. Часто налетала фашистская авиация, солдаты в плащ-палатках плашмя ложились на землю. В то время у фашистов еще не было прожекторов на парашютах, и это спасало наших бойцов.


В пути Владимир Вячеславович делал зарисовки, а его друг Ваня, фотограф – фотографии походов. Об этом знало начальство штаба. Секлюцкого вызвали в штаб, посмотрели зарисовки, фотографии, понравилось. Командировали в Астрахань делать альбом. В редакции газеты “Коммунист” (так называлась в те годы газета “Волга”) при поддержке местного руководства были изготовлены три хороших альбома. Затем он возвратился в свою часть. Сражался в Сталинграде в самые тяжелые дни осады.


В 1943-м с тяжелым ранением Секлюцкий очутился в Москве, где лечился в госпитале более полугода. После выздоровления полагался месячный отпуск. В Москве у него было много знакомых. Тогда же состоялось его знакомство со знаменитым художником Павлом Кориным. Встреча произвела на него огромное впечатление.


Побывал он также в мастерской Федора Богородского.


С новыми впечатлениями вернулся в часть. Демобилизовался в Воронеже. В день Победы на вечере в Доме офицеров слушал выступление маршала Василевского. После женитьбы переехал в Кисловодск.


Осень 1946-го. Демобилизованный фронтовик Владимир Секлюцкий знакомится с солнечным курортным городком. Возле центрального парка его внимание привлёк наполовину скрытый бурьяном, без оградки, бронзовый памятник: “Николай Александрович Ярошенко. 1847-1898”. Стёр пыль - да это же работа Позена! Впоследствии Владимир Вячеславович говорил: “Здесь я повстречал свою судьбу”.


Отныне жизнь посвящена заветной идее - добиться создания дома-музея Ярошенко, главы русских передвижников. Полтора десятилетия поездок, согласований, поисков экспонатов и картин. В 1962 году дом-музей Ярошенко был открыт, и Секлюцкий - бессменный его директор на протяжении двадцати пяти лет. По инициативе Секлюцкого возрождены ярошенковские субботы, творческие встречи с выдающимися деятелями русской и мировой культуры, учеными, писателями, общественными деятелями.


Коллектив сотрудников музея подобран самим Секлюцким. Это энтузиасты, как и он сам. Большинство из них трудится по сей день, возглавляемые достойной преемницей Владимира Вячеславовича Ниной Сергеевной Бескровной. На Парижском конкурсе музеев двухсот стран в 2000 году Кисловодский музей Ярошенко занял первое место и удостоен высшего приза - Золотой пальмы.


Персональные выставки Секлюцкого состоялись в Москве, Астрахани, Волгограде, Севастополе. Но есть единственный постоянный зал, посвященный нашему земляку, - в созданном его усилиями кисловодском доме-музее Ярошенко.


Перу В.В. Секлюцкого принадлежит ряд замечательных очерков о классиках русской и мировой живописи. Итогом его знакомства с астраханским живописцем Лебедевым явилась, к примеру, брошюра “Юрий Алексеевич Лебедев”, где автор утверждает: “Лебедев смотрит на мир глазами мечтателя, преданного всей душой красоте. Ему всё равно: пишет ли он натюрморт или портрет. В них тихий восторг перед миром и жизнью. Они свежи и естественны по цвету, написаны сердечно и даже с артистизмом. Каждое его произведение выражает стремление вызвать у зрителя добрые возвышенные чувства”.


Таким и сам был всю свою жизнь Владимир Вячеславович Секлюцкий.

03.05  Волга: №061 (24956)

 

 

 

| Авторизация | Карта сайта