15.09.2022

Новые дары казаков-некрасовцев

В некрасовских семьях существует традиция хранить предметы в память о родных, поэтому только уже далеко в преклонном возрасте некоторые из казаков-некрасовцев могут передать их в музейный фонд. Не было бы таких даров — и музею незачем было бы существовать. Жизнь и история казаков-некрасовцев заслуживают того, чтобы о них помнили, поэтому представители старшего поколения бережно хранят свои традиции, одежду, говор, песни и, конечно, являются главными собирателями музейной коллекции.

Большой дар преподнесли недавно музею казаки-некрасовцы из пос. Новокумский Домна Ефремовна и Гаврил Михайлович ПАШИНЫ. Коллекция музея пополнилась на этот раз предметами одежды и быта некрасовцев, большинство из которых относится к турецкому периоду.

Самым редким, уникальным экспонатом можно назвать мужской бешмет, сшитый вручную в Турции в 1870 году, который носил дедушка Домны Ефремовны Харлампий Николаевич Чижиков (1887-1964) — на момент переселения некрасовцев в СССР ему было 78 лет! Пальто мужское, принадлежавшее свёкру Домны Ефремовны Пашину Михаилу Григорьевичу (1929-2011), сшито в Турции в 1950-е годы Щепелеевым Федором Исаковичем.

Мужской жилет, шляпа, кашне, галстуки, дополняющие пальто, позволяют представить, как одевались городские мужчины в Турции в то время. Дело в том, что семья мужа Домны Ефремовны — Пашины Михаил Григорьевич, Евдокия Симоновна и их сыновья Василий и Гаврил — в поисках лучшей жизни и работы переехали в Стамбул, где снимали квартиру. Свёкор работал в кафе и, конечно, одевался по-европейски. Впрочем, уже все мужчины-некрасовцы к этому времени перешли на более современный вид одежды.

Перед свадьбой Михаила и Евдокии Пашиных в 1947 году был приобретен в Турции сундук XIX века. По традиции некрасовцев, каждая девочка получала такой сундук, который постепенно наполнялся приданым. В недрах сундука бережно хранилось постельное белье, покрывала и сшитая собственноручно традиционная одежда, с которыми можно было начинать новую жизнь. А перед отъездом в СССР семья приобрела чемодан и ковер ручной работы. В городе Евдокия Симоновна выглядела по-современному. Вот ее костюм-двойка из темно-синей ткани, с фабричной нашивкой «Koço Joktas Beyoğlu», а также сумочка, ридикюль, перчатки.

Но в селе Коджагёль женщины одевались еще в традиционные наряды. Домна Ефремовна передала в дар почти все элементы, составляющие яркий и красочный женский некрасовский костюм: рубахи, балахоны, завески (фартуки), мутозики (пояски), а также шлычку — часть повседневного женского головного убора некрасовок. Все они принадлежали маме Домны Ефремовны — Агафии Харлампиевне Ястребовой (Чижиковой), а сшиты были в Турции сестрой Агафии Еленой Чижиковой (Златовой).

Изделия из соломы для украшения жилища под названием «Борода» выполнены отцом Домны Пашиной — Ефремом Ивановичем Ястребовым (1915-1995). Все эти семейные реликвии длительное время хранились в семье Пашиных как память об их ушедших из жизни родителях.

2 сентября 1972 года на свадьбу Гаврилу Михайловичу и Домне Ефремовне подарена радиола, также переданная в дар музею. Сейчас все эти предметы являются основой новой музейной выставки, посвященной роду Чижиковых, Щепелеевых, Ястребовых, Пашиных — носителей культурного наследия казаков-некрасовцев.

Экспозиция воспроизводит элементы интерьера домов сельских жителей 60-70-х годов XX века и представляет характерный пример особенностей адаптации последней волны переселенцев из Турции к той жизни, когда, вернувшись «к родному языку», русскому народу, они стали его неотъемлемой частью.

Жизнь самой Домны Ефремовны Пашиной — как иллюстрация судьбы всех казаков-некрасовцев, возвратившихся в сентябре 1962 года на Родину. Она родилась в 1952 году в селе Коджагёль Майносского района Балыкесирской области в семье Ястребовых. В семье было восемь детей, но в живых остались только двое — старшая Матрена и младшая Домна. Родители, носившие тогда фамилию «Bayar», работали на своей земле. Это был тяжелый труд от рассвета до зари. Отец ездил на сезонную рыбалку на заработки. А Домна нянчилась с племянниками. Окончила три класса турецкой школы, до сих пор считает в уме только по-турецки. В десять лет, вместе с тысячной общиной некрасовцев, прибыла Домна Ефремовна в Советский Союз, сначала в порт Новороссийска, а потом — в пос. Новокумский Левокумского района Ставропольского края.

Окончила 8 классов средней школы по ускоренной программе, потом поступила в Пятигорский сельскохозяйственный техникум по специальности «Бухгалтерский учет в сельскохозяйственном производстве», окончила его с отличием. Сорок лет проработала в винсовхозе «Левокумский» на различных, связанных с финансами, должностях. Вышла замуж за хорошего, доброго человека — Гаврилу Михайловича. У них 3 детей и 10 внуков. Когда дети выросли, стала участницей фольклорно-этнографического коллектива «Некрасовские казаки».

Наверно, мнение Домны Ефремовны о возвращении на Родину отражает точку зрения большинства казаков-некрасовцев: «Благодарим русскую землю за то, что так хорошо отнеслась к нам. Дала работу, дала квартиры. У меня трое детей, все закончили институты. Не хочу сказать, что мы плохо жили в Турции. Но не так. На быках пахали! А тут трактора, машины, в космос летают. Низкий поклон всем!»

На фото:

1_Пашина Домна Ефремовна;

2_Бешмет мужской. Турция. 1870 г., принадлежал Чижикову Харлампию Николаевичу;

3_Чижиков Харлампий Николаевич (1887-1964);

4_Турция, село Коджагель, 1948 г., Пашин Михаил Григорьевич и Пашина (Щепелеева) Евдокия Симоновна;

5_Пашин Михаил Григорьевич с женой Евдокией Симоновной и сыновьями Гаврилом и Василием. Стамбул, 1957 г.;

6_Евдокия Симоновна и Михаил Григорьевич Пашины. Стамбул, 1950-е гг.

Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений