02.03.2022

Художницы и театралы

Новая выставка фестиваля мемориальных коллекций художников Ставрополья

В выставочном зале краевого музея изобразительных искусств на проспекте Карла Маркса, 76 в 2022 году продолжится осуществление проекта «Фестиваль мемориальных коллекций художников Ставрополья. Гильдия мастеров. Достояние», цель которого показ работ из коллекции музея мастеров изобразительного искусства, ушедших из жизни и оставивших нам богатое художественное наследие, которое является культурным достоянием Ставрополья.

Март — это начало весны, традиционно начинающийся любимым праздником — Международным Женским днём 8 марта, в конце марта будет отмечаться День работника культуры, Международный день театра.

Поэтому очередная выставка фестиваля «Художницы и театралы. Вкус и мастерство» объединяет демонстрацию работ десяти авторов — мемориальная коллекция которых насчитывает более 100 работ, но вот так получилось, что, к примеру, произведений самых старейших женщин-художниц городов Кавминвод в фонде музея всего десять и благодаря тому, что мы знаем их имена, раскрываются всё новые интересные факты их жизни и творчества.

Заслуженный работник культуры РСФСР Мартына Грациановна Штек (г. Пятигорск) родилась в 1892 году, в 2022 году исполняется 130 лет со дня её рождения.

Родилась в Польше, закончила Варшавскую художественную школу (1913) и была направлена для совершенствования художественного мастерства в Парижскую академию «Де ля Гранд Шомьер», в которой училась с 1913 по 1915 гг. Учебное заведение открытого типа было рассчитано на иностранцев, в том числе женщин и культивировало дух свободного творчества.

Начавшаяся первая мировая война заставила семью молодой художницы вернуться в Россию, где она обосновалась с 1917 года в г. Пятигорске. С тех пор Мартына Грациановна стала заниматься преподавательской и творческой деятельностью, с 1933 года она участница выставок, в 1944 году её приняли в состав Союза художников СССР.

С этого времени в течение почти двадцати лет М. Штек постоянная участница краевых выставок, в 1962 г. была организована персональная выставка к 70-летию со дня её рождения, тогда же ей было присвоено почётное звание заслуженного работника культуры РСФСР. В коллекции музея с 1977 года находится работа М. Штек «Автопортрет», представленная автором в 1955 году на 8-й краевой выставке художников Ставрополья, в числе первых поступлений при образовании музея изоискусств из краеведческого музея передан графический этюд «Лес зимой» (1938).

Мартына Грациановна прожила на свете 86 лет и почти до 70 лет в очень старой квартире без удобств и когда об этом узнал известный советский писатель и поэт, Почётный гражданин г. Пятигорска, в те годы депутат Верховного Совета СССР Сергей Владимирович Михалков, он был возмущён и оказал всяческое содействие в получении М. Штек квартиры в новом доме и постоянного медицинского наблюдения, ведь у этой скромной пожилой художницы он в юном возрасте, будучи творчески одарённым юношей, брал уроки рисования в период учёбы в Пятигорской школе № 1 им. 25 Октября (1927-1930), в которой она преподавала черчение и рисование.

115 лет со дня рождения исполнится в этом году Алевтине Николаевне Безукладниковой (1907-2003), прожившей на свете 96 лет.

В Пятигорск она приехала на работу, по направлению, в Кавминводский художественный фонд вместе со своим мужем художником А.Г. Яранцевым сразу после войны в 1946 году.

Формирование художника началось с момента поступления в Пермский художественный техникум, не закончив который поступила в Ленинградский институт академии художеств, где закончила первый курс, одновременно работая по ночам наборщицей в типографии, осваивала печатное дело, офсет, литографию.

Продолжила учёбу в Московском институте изобразительного искусства им. В.И. Сурикова, преподаватель живописи народный художник СССР С.В. Герасимов.

Во время учёбы в институте работала на автозаводе в бригаде художников, после его окончания работала в Москве, Ленинграде, во время Великой Отечественной войны находилась в эвакуации в Перми, в 1944 г. без кандидатского стажа принята в Союз художников СССР и начала выставочную деятельность, представив пять работ на выставку «Урал — кузница оружия. 1944».

Работая в Пермском товариществе «Художник» А.Н. Безукладникова была премирована 8 раз, все деньги перечисляла в фонд обороны страны, получив правительственную благодарственную телеграмму, в которой говорилось: «Прошу передать членам творческого кооперативного товарищества «Художник», собравшим сто тысяч рублей на строительство Артиллерийского танкового корпуса мой братский привет и благодарность Красной Армии». И. Сталин.

По прибытию на КМВ в 1946 году в г. Кисловодске Безукладниковой и Яранцевым был представлена выставка в связи с образованием художественного фонда, на которой присутствовал учитель Алевтины Николаевны Сергей Герасимов.

В 1960 году картина художницы «Во дворце пионеров» экспонировалась на Всесоюзной выставке произведений, женщин-художниц, посвящённой 50-летию Международного женского дня в Москве.

К моменту 90-летия А.Н. Безукладниковой в коллекции музея находилось пять её работ,

закупленные с краевых выставок, созданных в 1980-е гг. Сотрудники музея ездили поздравлять автора с юбилеем, разговор по поводу дополнить музейную коллекцию она не поддержала, но с учётом трудного времени две работы были у неё закуплены.

Впоследствии в своём письме художнику Е.Ф. Биценко она написала:«В нашем художественном салоне в былое время работы пятигорских художников продавались, покупали и мои работы экскурсанты из разных стран, но теперь, я не имею средств для изготовления фотоснимков работ, которые требуют… Мой возраст и здоровье позволяют выходить только на балкон подышать чистым воздухом. Но я не могу расстаться с моим творчеством — я живу, я работаю немного, но с большой любовью работаю! Планы на будущее у меня хорошие. Постараюсь оправдать. Помогает мне смеяться и шутить — кот Вася. Он просыпается ровно к шести часам утра с требованием внимания и пищи. Я хочу жить! Я хочу радоваться утреннему восходу солнца, нашему столетнему каштану во дворе и моей вишенке под моим окном!".

Семь живописных цветочных натюрмортов напоминают нам о замечательной художнице Алевтине Безукладниковой.

Необыкновенно щедрые, пышные, в то же время изысканные по цветовой гамме маки, хризантемы, ромашки, гладиолусы написаны сочным густым мазком. Срезанные, собранные в букеты, поставленные в вазы или свободно разбросанные по столу цветы Безукладниковой — это гимн цвету, солнцу, жизни. После 2000 года Алевтину Михайловну родственники увезли в Санкт-Петербург, где она была похоронена в 2003 году.

В собрании музея обращает на себя особое внимание натюрморт «Рододендроны» (1969), написанный в лучших традициях классического искусства. Полновесная, реалистическая живопись, сочная, наполненная светом и воздухом, эстетизация быта и вещей говорят о талантливом исполнителе произведения, в которое хочется долго всматриваться.

Его автор художник из Пятигорска Берта Вульфовна Шварц (1914-1990), о которой практически отсутствуют сведения, да и работа её в коллекции единственная. В то же время известно, что Б.В. Шварц в 1936 г. окончила Самаркандский художественный техникум, в военное время её жизнь и творчество были связаны с г. Куйбышев, где в период с 1942 по 1950 годы она приняла участие в шести тематических выставках, в том числе в соавторстве с Зубковой С.В. в 1943 представили выставку «Опыт наглядной агитации на селе». Она автор военного плаката «Вместе с Красной Армией на защиту Родины поднимается весь советский народ» (1941). Тиражный плакат хранится в собрании Саратовского областного музея краеведения. В каталогах краевых художественных выставок имя Шварц мы встречаем с 1954 по 1977 год регулярно, в том числе зональных 1964, 1969 годов. Из них видно, что художник работала в основном жанрах — портрета, натюрморта. Что касается натюрморта из нашей коллекции, то он впервые был показан на зональной выставке «Юг России» в Ставрополе в 1969 году, а затем в 1977 г. на краевой выставке к 60-летию революции и 200-летию г. Ставрополя, после чего был закуплен и передан в фонд музея.

95 лет исполнится 6 марта 2022 г. со дня рождения художницы из Кисловодска Людмилы Павловны Гольцевой (1927-2018), прожившей более 90 лет и посвятившей себя очень плодотворной творческой деятельности.

Родилась Людмила Павловна в г. Благовещенске, художественное образование получила в Ленинградском художественно-педагогическом училище, где познакомилась со своим будущим мужем известным художником Ставрополья Л.Ф. Попандопуло, с которым в 1949 уехала в его родной город Кисловодск, ставший с тех пор её постоянным местом жительства и творчества.

Мемориальная коллекция Л. Гольцевой из представленных художников самая многочисленная в ней 47 работ, большая часть приобреталась после участия в выставках, четырнадцать работ переданы автором в дар музею.

Работы художницы отличаются монументальным размахом, ей по плечу масштабные жанровые картины, портрет, натюрморт, пейзаж. Натюрморты, как правило, обращают на себя внимание яркостью, свежестью, декоративностью, в них всегда передаётся атмосфера жизни и быта людей, их незримое присутствие.

Работы А.П. Гольцевой очень узнаваемы, несомненно, что её вклад в развитие изобразительного искусства Ставрополья, особенно с точки зрения сегодняшнего дня, впечатляет.

Художник из г. Пятигорска Лидия Борисовна Гольцова (1953-2013), живописец, график, педагог, была принята в члены Союза художников после удачного участия в 1-й краевой выставке графиков, которая проходила в Ставрополе 40 лет назад (1982).

Л.Б. Гольцова родилась в семье художника-прикладника, привившей дочери любовь к искусству, к 20 годам она закончила Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова, по окончании которого активно включилась в художественную жизнь, работала в Ставропольском отделении художественного фонда, преподавателем краевого училища дизайна, принимала участие в выставках различного уровня, в 2012 году участвовала в выставке российских художников в Германии.

Лидия Борисовна работала в разных жанрах и владела различными живописными и графическими техниками — работала маслом, гуашью, акварелью, темперой. Её творчество отличает неброский колорит, выстроенный в узкой палитре почти монохромных цветов, академичная манера письма. К сожалению, творчество художницы достаточно рано ушедшей из жизни, представлен в коллекции всего четырьмя работами, оригинальными по своему замыслу и воплощению.

Наталья Георгиевна Романова (1962-2020) отметила бы в этом году свой 60-летний юбилей, если бы не преждевременный уход из жизни в период эпидемии 2020 года.

Младшая представительница семьи художников Авсаджановых. График, педагог, с 2003 г. преподавала в Ставропольской детской художественной школе. В 1979-1984 гг. училась в Ставропольском художественном училище. В 1991-1992 гг. повышала свой профессиональный уровень на Творческой Академической даче.

В собрание музея входят три графических произведения, выполненные в технике пастели. Они созданы по воспоминаниям о Монголии, где Романова жила с 1985 по 1989 г. Там проходила её первая персональная выставка. По возвращении в Ставрополь, Романова участвовала в городских, краевых, зональных выставках. Достойно продолжила дело династии художников, представленной в музее. Работы подарены автором в 1999 г. после проведения в музее семейной выставки династии Авсаджановых.

Свою историю имеет развитие театрально-декорационного искусства на Ставрополье, начало которого положено в пятидесятые годы такими мастерами, как заслуженные художники РСФСР Иван Дмитриевич Арлачев (1914-1996) г. Пятигорск, Иван Васильевич Лепаловский (1918-2001), работавшего вместе со своей женой Ларисой Георгиевной Лепаловской (1922-1977), живописца, графика, художника театра Фёдора Фёдоровича Воротникова (1920-1998) г. Ставрополь. Впервые самостоятельно художники местных театров выступили на 8-ой краевой выставке художников Ставрополья в 1955 году, когда на выставке был выделен целый раздел театрально-декорационной живописи.

Главный художник Пятигорского театра музыкальной комедии И.Д. Арлачев, выпускник Одесского художественного училища 1930 года предстал оригинальным, неисчерпаемым в своих творческих выдумках, одарённым мастером. Он показал многочисленные красочные эскизы декораций к классическим и советским опереттам. И.Д. Арлачев по-настоящему был предан своему делу, проработав в театре музкомедии 51 год. Иван Дмитриевич неоднократно избирался депутатом городского и краевого совета народных депутатов, был награждён орденом «Знак Почёта».

Значительно разнообразнее и интереснее стало оформление спектаклей в Ставропольском краевом драматическом театре им. М.Ю. Лермонтова с приходом туда в 1956 году мастеров-сценографов супругов Л.Г. и И.В. Лепаловских, окончивших Московское художественное училище им. Памяти жертв 9 января 1905 года, где они познакомились и поженились. Иван Васильевич длительное время работал главным художником Ставропольского театра, остро чувствуя мысль драматурга, он в соавторстве с женой создавал изобретательные композиции и насыщенные по цвету эскизы декораций, хорошо раскрывающие режиссёрский замысел спектаклей. Лепаловские, например, использовали в качестве сценографических средств инженерно-технические конструкции и кинопроекцию. К сожалению, Лариса Георгиевна рано ушла из жизни, в 55 лет, в этом году исполняется 100 лет со дня её рождения.

Характерной особенностью декораций другого ставропольского художника, Ф.Ф. Воротникова, является живописный характер их решений. Мастер много работал на натуре, писал пейзажи, что помогало ему создавать жизненно убедительное оформление спектаклей. Фёдор Фёдорович окончил Краснодарское художественное училище, работал в Ставропольском драматическом театре с начала 1950-х годов художником-постановщиком. И.В. Лепаловский и Ф.Ф. Воротников — участники Великой Отечественной войны, награждены военными наградами. В коллекции музея находится 30 работ этих четверых мастеров театрального искусства, которые дают представление зрителю, как в эскизах рождаются идеи оформления спектакля, потом воплощаются в материале и на сцене появляется чудо спектакля.

Приём посетителей на выставке начнётся с 5 марта в выставочном зале на проспекте Карла Маркса, 76.

Время работы с 11.00 до 19.00 час., выходные дни понедельник, вторник.

В период работы выставки будут проходить творческие вечера и встречи, информация на сайте музея.

Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений