СВЕТ, КОТОРЫЙ НЕ ГАСНЕТ – В канун Нового 2022 года открыта «Лирическая выставка»


Колонка директора музея

В краевом музее изобразительных искусств открыта для посещения
заключительная выставка музейного юбилейного проекта 2021 года
«Фестиваль мемориальных коллекций художников Ставрополья.
Гильдия мастеров. Достояние».


Это пятая выставка проекта уходящего года, на которой представлены музейные коллекции
живописи супругов Казанчан и работы невинномысских художников-графиков Е. Плетнёва
и И. Галяткина. Мемориальная музейная коллекция художников состоит без малого из двухсот
произведений, девяносто из них экспонируется на открывшейся выставке, название которой
«Лирическая выставка».

Почему лирическая, да потому, что для экспозиции подбирались картины и графические
работы, проникнутые тонкими чувствами любви к женщине, природе, окружающему миру.

Народный художник РСФСР Корюн Геворкович Казанчан (1920-1991) в 1972 г. написал
«Портрет журналистки Ариадны Жуковой» находящийся сегодня в коллекции музея,
правнучки маршала К. Рокоссовского, известной в советское время как автора 20 книг
о творчестве русских и советских художников, множества статей об их творчестве,
в том числе творчестве К. Казанчана.

Ей принадлежат слова: «Мы редко думаем о больших художниках как о людях:
в памяти народа они превратились в картины, в художественные образы,
и излюбленные ими темы.
А ведь художники были людьми, живыми людьми…».
На этой выставке нам хотелось рассказать зрителям не только о творчестве представляемых
мастеров, но и об их судьбах.

Корюна Геворковича и Зарю Семёновну Казанчан связывала полувековая супружеская жизнь,
в которой искренняя любовь, глубокие чувства, занятия любимым делом – живописью сделали
их пару неразлучной, отличающуюся высокими отношениями.

Заря Семёновна родилась в Пятигорске, в этот город в 1929 году переехали и семья Корюна
Казанчан. Судьба свела их в начале Великой Отечественной войны во время работы в комбинате
художественной продукции по выпуску «Окон ТАСС», вместе пережили оккупацию, поженились
до призыва Корюна Геворковича в Красную армию, где он служил с января 1943 по май 1946
года.

Заря Семёновна в этот период работала в госпитале, муж воевал, разлука была
длительной и, конечно, невыносимой. Они не только переписывались, письма
доходили плохо, Корюн вёл дневник, часть записей из которого не только сохранилось,
но и была опубликована. Дневниковые записи практически ежедневно посвящаются
«любимой Зореньке», как называл её муж.

В январе-феврале 1945 г. в дневнике мы читаем: «Заря – идеал русской девушки.
Её нельзя не любить, ей нельзя изменять. Прошёл январь. Осталось немного
до весны. Думаю, что к маю месяцу война закончится. Как будет хорошо,
мы возвратимся к себе, на Родину и я увижу мою любимую Зореньку.

Мы с ней обязательно будем учиться. Мне нужно много над собою работать,
чтобы быть наравне с ней. 
Чувства мужчины к женщине у меня появляются
тогда, когда я в этой женщине во всём вижу равную себе по чувствам, мыслям,
пониманию окружающего.

Единственно к кому я испытываю эти чувства, это к моей Зореньке.
Какой я всё-таки счастливый, я нашёл девушку – мой идеал.
Это большое счастье в жизни. Люблю её безгранично.

Эта долгая разлука – действительно большое испытание нашей любви.
А ведь скоро она кончится. Со смертью Гитлера кончается и разлука.
А Гитлеру скоро капут. Берлин, наверное, уже слышит орудийные залпы
наших батарей. Осталось до него около 80 километров…».

По возвращению домой Корюн поступает на 3 курс Краснодарского художественного
училища, которое в 1951 году заканчивает с отличием.
Заря с 1953 по 1959 учится в Пятигорском педагогическом институте, увлекается
рисованием, берёт уроки у мужа.

В те годы школой повышения профессионального мастерства художников являлись
творческие дачи. Корюн Геворкович вместе с женой начал регулярно посещать
знаменитый Дом творчества художников «Академическую дачу имени И.Е. Репина»
с 1953 года.

Художественными руководителями групп назначались очень известные художники, кроме
этого сформировался круг художников «Академическая дача», в который входил и Корюн
Казанчан, училась живописному мастерству и Заря, выбрав для себя жанр натюрморта.
Корюн построил в этих местах деревянный дом-мастерскую, где со временем, стал проводить
всё больше времени, в последние годы супруги жили там постоянно, там же и были похоронены
в 1991, в 1998 годах в посёлке Серебрянники Вышневолоцкого района Тверской области.
Сегодня на даче этот дом действует и хорошо известен всем, кто там бывает.

Начало широкой известности К. Казанчана приходится на 1960-е годы, именно в эти годы
проявилась, и стала развиваться «ставропольская школа живописи», соединившая в себе
лучшие традиции русской реалистической школы.
Он создаёт сюжетно-тематические картины, получает известность как мастер сельских тем,
активно участвуя в союзных и республиканских выставках, занимается общественной работой –
бессменный член Правления местного отделения Союза художников, Председатель правления
в 1961-1966 г.г., 1971-1973 г.г.; в 1967 г. за свою деятельность награждается орденом
Трудового Красного Знамени, в 1981 – орденом Дружбы народов, в неполные 50 лет получает
почётное звание заслуженного художника РСФСР, в 1985 – народного художника РСФСР,
длительное время он являлся единственным в крае, получившим столь высокое звание.

Заря Семёновна всегда была рядом – её приняли в Союз художников (1971), она постоянная
участница краевых и зональных выставок, но одновременно она жена, друг, летописец
творчества своего мужа.
Особенно это проявилось при подготовке вместе с нею юбилейной выставки к 75-летию
со дня рождения К. Казанчана и издания каталога работ художника в 1995 году в музее
изоискусств. Она продолжала бережно хранить работы мужа, знала всё, что им написано
за годы творчества и где эти работы находятся.

И вот сегодня на нашей лирической выставке встретились снова два автора, погружая в свой
мир и теплоту чувств, вызывая тихую грусть о тех кто жил, переживал военное время и любил.

В графическом разделе выставки экспонируются работы заслуженного художника России
Евгения Семёновича Плетнёва (1933-2013), успешно работавшего в технике пастели и Ивана
Сергеевича Галяткина (1943-2003), в его наследии акварели, графические работы в технике
офорт.

Их работы наполнены глубоким лиризмом, поэтичны. Они восхищают красотой негромких
мотивов природы, профессиональным исполнением, приверженностью к тенденциям,
которыми характеризовалось отечественное искусство – честность, правда жизни, оптимизм.
Оценивая сегодня наследие художников, ушедших из жизни, невольно проникаешься сознанием
того, сколь велики были заслуги этих мастеров.

Музейный фестиваль мемориальных коллекций продолжится и в 2022 году.
Планируется проведение ещё шести выставок, на которых мы покажем
мемориальные коллекции ещё 30 художников, чьё художественное
наследие является культурным достоянием Ставропольского края и России.

«Лирическая выставка» работает в здании музея на проспекте Карла Маркса, 76.
В дни новогодних каникул её можно посетить с 10.00 до 18.00 час.
с 3 по 9 января 2022 г. ежедневно.

21 января состоится вечер, посвящённый памяти художников,
чьи работы экспонируются на выставке.

Приглашаем жителей и гостей города посетить музей.

| Авторизация | Карта сайта