НОВОСТИ

Золотые имена «Золотой коллекции» К 260-летию Академии художеств


 18 апреля в День памятников и исторических мест в залах Золотой коллекции Ставропольского краевого музея изобразительных искусств открылась выставка под названием «Академическая школа искусства» к 260-летию Академии художеств. Это новый вариант экспозиции, который раскрывает перед зрителем страницы славной истории Российской Академии художеств.

 Знакомя посетителей музея с историей учреждения Академии художеств, созданной в Петербурге по инициативе М.В. Ломоносова и деятеля русского дворянского просвещения И.И. Шувалова, известный в крае искусствовед О. Бендюк обратила внимание посетителей на гипсовый слепок с портретного бюста Ломоносов. Его автор – выдающийся скульптор-портретист XVIII века воспитанник Академии художеств Ф.И. Шубин. «В течение долгого времени уникальное учебное заведение было единственным художественным центром России, главная цель которого – развитие русской художественной школы искусств, воспитание в учениках высокой ответственности художника перед обществом и служение Отечеству» – подчеркнула она.

 Основательным дополнением и одновременно путеводителем по выставке стала для посетителей видеопрезентация, рассказывающая об уникальной системе воспитания высшей школы, первых учителях-иностранцах и их учениках, искусно овладевших «тремя знатнейшими художествами» – живописи, скульптуры и зодчества. К концу XVII столетия преподавателей из Франции, Италии и Германии заменили русские воспитатели талантов, многие из которых стали профессорами.          

 В новой экспозиции собраны истинные шедевры художественного творчества. В их числе картина «Крещение» кисти одного из первых учителей Академии Луи Жана-Франсуа Лагрене; «Милосердие» Федора Бруни, вся жизнь которого была связана с Академией. Гордость коллекции – «Портрет неизвестной в синем платье» Гавриила Яковлева (1852). По предположениям, героиней парадного портрета стала старшая дочь Николая I Мария Николаевна Романова, возглавившая Академию в год написания картины. Именно она основала Общество поощрения художеств, собиралаколлекции, занималась судьбами художников, не жалея на это средств, прежде всего, своих.

  Во время открытия выставки была озвучена важная дата года: это 200-летие со дня рождения И.К. Айвазовского, родоначальника маринистического направления в искусстве. «Звезда первой величины, и не только у нас, а в истории искусства вообще» – автор двух больших полотен, украшающих новую экспозицию. Картина «Вид Судакской бухты» в 1879 году была приобретена в частную коллекцию ставропольскими купцами Алафузовыми, и впоследствии пополнила собрание СКМИИ. Полотно «Вид Тифлиса» входило в серию картин, написанных во время творческой поездки на Кавказ, предпринятой художником в 1868 году. Золотым фондом СКМИИ можно считать картины прославленных мастеров живописи, П.А. Брюллова, С.С. Щукина, А.И. Мещерского… Ряд произведений советского периода принадлежат тем, кто учился у И.Е. Репина, Н.Н. Дубовского, В.Е. Маковского, И.И. Бродского, Д.Н. Кардовского.

 Особую важность для зрителя имеют работы мастеров Ставрополья, которые обучались в Академии художеств и приобрели заслуженную известность в крае и стране. Это первый профессиональный художник Ставрополья, выпускник Академии художеств В.И. Смирнов, заслуженные художники России Е.Ф. Биценко и Г.А. Киракозов; скульпторы Ю.А. Ананьин и Н.Ф. Санжаров. 

 Успешно претворяя свои замыслы, они опирались в своей работе на прочные академические навыки. В планах музея – активная работа с посетителями, в первую очередь, с молодежью художественных учебных заведений. Пройдет целый ряд акций, учебных занятий по теории 
и практике изобразительного искусства.


ФЭЙСБУК СКМИИ  
| Авторизация | Карта сайта