ХУДОЖНИКИ-ФРОНТОВИКИ СТАВРОПОЛЬЯ

75-летие Великой Победы: военное детство Алексея Соколенко


Алексей Соколенко родился 3 марта 1938 года. «В селе Овощи жили переселенцы из разных областей России, Украины – Московской, Воронежской, Полтавской и др. Татарское (туркменское) название села – Учи. В село приехал грек по фамилии Овочи, и название села народ постепенно переделал в знакомое Овощи. Мы жили на улице Крестьянской, здесь обитали москали и называли этот край села – Тургай, окраина рядом – Сахалин, на западе – Полтава, на востоке – Галушина, между ними Кобелевка, центр села – улица Красная».

Детство проходило среди бескрайних просторов: «Наше село стояло на ровном месте в поле, на выгоне, везде рос курай (верблюжья колючка), осенью эти огромные колючие шары срывал ветер и гнал по полю, забивая ими овраги, лесополосы, огороды. Если выйти в это время на выгон, то кажется, что все поле, весь мир наполнен этими бегущими «стадами» серых шаров.

Началась война, отец ушел на фронт. Память мальчика сохранила заметы голодного детства в постижении науки выживания: «Зимой мы ловили воробьев: во дворе ставили деревянное корыто, один край был приподнят палочкой, а к палочке привязана веревка и тянулась к нам, в окно. Под корыто сыпали просо и, когда воробьи стаей слетались клевать просо, дергали за веревку, корыто прихлопывало всю стаю. Мы босиком по снегу выбегали к корыту, запускали под корыто руки и ловили воробьев. Ощипывали десятки воробьев и варили с ними лапшу. В Овощах после войны было голодно. Весной, как только начинал таять снег, все дети высыпали на выгон с ведрами. Набрав в лужах талой воды, заливали ее в сусличьи норы, суслики выползали, мы хватали их за загривок, чтоб не укусили, ловко свежевали и жарили на костре на палочках, потом ели это нежное и сладкое мясо».

Вернулся отец, побывавший в немецком плену, ночами делился пережитым с женой: «Мы, дети, спали на печи, и я, затаив дыхание, слушал эти ужасные вещи. Некоторые из них я до сих пор не могу рассказать, настолько они меня поразили и ужаснули», – вспоминал художник.

* * *
Когда читаешь эти записи, трудно отрешиться от впечатления, что читаешь неизвестный героический эпос, – «повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве некий эпический мир героев-богатырей». Герои – родня художника, чьи имена сохранило семейное предание: первопоселенец прадед Макар, основатель крестьянского хозяйства в засушливых кавказских степях; его сын Андрей, жалея лошадей, впрягался в подводу с бочкой воды, вытягивая её из оврага; брат деда по матери – Иван в гражданскую – один из отчаянных командиров Первой конной армии; дядя Василий – комбриг в Киевском округе, спас жену и сына, отправив самолётом в Овощи, сам же погиб в первые дни войны; отец Егор Андреевич – солдат, переживший ужасы немецкого плена; мать Анна Леонтьевна, вырастившая шестерых детей в голодные и лихие годы; брат Василий, с ним Алексей был в опасной поездке по целинным землям Северного Казахстана; брат Михаил, реставратор и исследователь парсун донских атаманов. Эпос населён героями, герои совершают подвиги. – «Крепче железа был дух их могучий. Никто приближаться. / К ним не решался: великою силой они обладали, / И необорные руки росли на плечах многомощных». (Гесиод, Труды и дни)

В Ростовское художественное училище Алексей поступил со второго раза. Его учителем стал Тимофей Федорович Теряев (1919-2001) протагонист модернистской традиции в 60-80-е гг. в искусстве Юга России, в годы войны служивший в пограничных войсках.

Алексей стал любимым учеником легендарного художника...

Ист.: А. Колбасников. Легенды ставропольского искусства: Алексей Соколенко (фрагменты).

| Авторизация | Карта сайта